<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
00:00 21/11/2018

Всемирный день телевидения: от «КВН» к «цифре»

Фото: @KARELIND © PressFoto

21 ноября ежегодно отмечается Всемирный день телевидения. Праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1996 году. Он установлен в честь проведения в этот день первого Всемирного телевизионного форума.

Цель праздника – привлечь внимание к роли телевидения в продвижении мира и развития. Учредители предложили разным странам обмениваться телевизионными программами, которые прежде всего посвящены таким проблемам, как мир, безопасность, развитие и расширение культурного обмена.

«МИР 24» решил вспомнить об истории появления телевидения, о том, когда появились первые черно-белые телеприемники и как происходил переход к цветному аналоговому телевещанию.

Истоки

Истоки зарождения цветного телевидения можно найти в далеком прошлом. Еще Михаил Ломоносов, сам того не подозревая, раскрыл главный механизм работы цветных телеприемников. Он узнал, что если смешать три цвета – красный, синий и зеленый, то можно наблюдать множество других оттенков. В этом оптическом принципе смешения цветов заключена система современной телевизионной цветопередачи. Цвета, которые мы видим на экране наших телевизоров, состоят из трех кадров – красного, синего и зеленого.

То, что мы сегодня называем цветным телевизором, начало формироваться в России еще в начале XX века. В то время российский инженер Александр Полумордвинов, а потом и армянский изобретатель Аванес Адамян сконструировали первые системы цветопередачи. Старинный диск, предтеча кинескопа, хранится сегодня в Политехническом музее Москвы. Его раскручивал специально установленный электромотор. Сквозь едва заметные отверстия на краях вращающейся пластины проявлялась картинка, которую проецировали с другой стороны. В середине 30-х данное устройство, заводной телевизор, еще не обладал магией, которая была у кино, четким изображением. Но возможность разглядеть на крутящемся диске образы знакомых киногероев уже вызывала восторг.

Первые механические телеприемники в молодой Советской республике выпустят скромным тиражом – всего несколько десятков. В этом черно-белом механическом ящике уже невольно присутствовал один из трех цветовых компонентов – красный. Неоновая лампа внутри коробки подсвечивала диск, которая придавала картинке багровый оттенок. Тем самым советское телевидение в прямом смысле было красным.

Отцом телевидения мог стать и изобретатель Лев Термен. Усовершенствованная им система с диском, снабженным зеркалами, передавала изображение, в котором можно было различать лица людей. Терман назвал свое изобретение дальновидением и тоже проводил эксперименты с цветопередачей. Ему было поручено создание телевизионной системы для пограничных войск, при этом разработку засекретили. Начиная с 1927 года никаких открытых публикаций о работах в области дальновидения. Широко известным Термена сделают другие изобретения – электромузыкальный инструмент терменвокс и «жучки» для прослушки с автономным питанием. Один из них был установлен в кабинете американского посла и проработал восемь лет в интересах разведки СССР.

Фото: ТАСС

Вакуумная передающая трубка Зворыкина

К моменту, когда Термен, пройдя через сталинские репрессии, выйдет на свободу, начнется холодная война, а механическое телевидение будет признано бесперспективным. Крутящийся диск уже не идет ни в какое сравнение с картинкой, передаваемой иконоскопом – детищем другого великого изобретателя Владимира Зворыкина.

Эмигрировавший в США после революции Зворыкин разработает высоковакуумную передающую трубку. В своей работе он отталкивался от исследований трех выдающихся предшественников – русского физика Бориса Розинга, немца Карла Брауна и англичанина Уильяма Крукса, который первым придумал, как получить и как управлять электронными лучами. «Телевидение – это бесконечная лестница, созданная десятком рук», – говорил Зворыкин. Изобретенный им электронный иконоскоп станет последним звеном на пути к созданию цветного телевидения.

50-е годы: начало гонки за цвет

Во времена войны исследования в области телевидения были прерваны во всем мире. Однако уже 7 мая 1945 года заработало первое в послевоенной Европе передающая станция – Московский телецентр на Шаболовке. Тогда важно было показать всему миру и самим себе, что жизнь в Союзе налаживается. Пока в Союзе спешно поднимали из руин города и заводы, радиоэлектронная промышленность в Америке, потеряв оборонные заказы, сосредоточилась на развитии цветного телевидения. В июне 1951 года пять станций на Восточном побережье США начали регулярное вещание, правда, для большинства зрителей цвет на экране – непозволительная роскошь. Самые первые телевизоры имели чуть больше ста ручек настройки и стояли около тысячи долларов – это примерно половина автомобиля. Кроме того, каждую неделю нужно было вызывать мастера, чтобы он настраивал телеаппарат. Чтобы первыми увидеть цветную картинку, американцам предлагали купить дополнительный телеприемник, в котором система цветопередачи была несовместима с черно-белой.

Почти одновременно с США в СССР пытаются внедрить аналогичную систему. В 1953-м цветные программы даже будут транслировать из опытной студии на Шаболовке. Однако длилось это недолго – два года и один месяц. Потом Москва вслед за Вашингтоном от нее откажется. Проблема будет та же, что и у американцев.

На заре телевидения СССР не отставал от США и Европы в области телевизионных технологий. В последующие годы среди пионеров цветного ТВ не раз будут встречаться имена выходцев из Российской империи, который под натиском обстоятельств уехали в США. Эксперты утверждают, что несколько сотен годовых бюджетов наша страна подарила Америке только в послереволюционные пять лет – это «экономика мозгов».

Первая цветная студия, которая работала на Шаболовке, была наполнена духом театрального академизма. В ней трудились актеры режиссеры, музыканты. Одним из первых режиссеров цветного ТВ стал Дмитрий Кознов. На ранних этапах создания цветного телевидения многие еще не представляли, каким образом с ним работать. Особенности проявлялись во всем: нужно было учитывать цвет пола в студии, мебель, даже работу человеческих глаз. Если бы сегодня была возможность показать в цвете первых советских дикторов, то из-за особенности грима они бы напоминали современных «неформалов». К слову, помада у ведущих была зеленого цвета. Кроме того, еще полвека назад телезрители, не имевшие возможности смотреть цветной телевизор, раскрашивали картинку самостоятельно. Для этого на экран наклеивалась трехцветная пленка.

60-е годы: строительство Останкинской телебашни

Конец 50-х – начало 60-х годов – время перехода от мрачного послевоенного прошлого к всеобщей вере в прогресс, навеянной новым историческим периодом под названием «хрущевская оттепель». Телевидение при Хрущеве пока не было таким распространенным, как радио, но уже стремительно набирало обороты. В 55-м началось ежедневное вещание. Тогда же заговорили о необходимости строительства специального телецентра и башни высотой не менее полукилометра, чтобы сигнал распространялся за пределы столицы. Весной 1964 года был заложен фундамент Останкинской телебашни.

По своим размерам Останкинский телецентр не должен был уступать телецентрам в Токио, Париже и Лондоне. Однако у этого проекта были и скептики, которые считали, что такой огромный комплекс не удастся наполнить специалистами и оснастить аппаратурой. Они ошибались. Появление телецентра в итоге только подстегнет развитие советского телевидения, придав ему нужный масштаб.

Регулярное вещание из Останкина было запущено за полгода до появления первого серийного цветного телевизора. Поэтому сигналы, которые транслировались с телебашни, были рассчитаны в основном на черно-белые приемники. Цвет из Останкина к советским телезрителям придет позже, в 1969 году.

Фото: ТАСС

К середине 50-х количество телеприемников в домах граждан впервые перевалило за миллион. Народную славу снискал первый массовый телевизор «КВН-49». За этой аббревиатурой скрывались фамилии трех конструкторов – Кенигсона, Варшавского и Николаевского. Когда появился «КВН», ходили друг к другу в гости. Сегодня, глядя на этот приемник, понимаешь, почему советские граждане шутливо расшифровывали эту аббревиатуру как «Купил. Включил. Не работает». Качество оставляло желать лучшего, но именно с этого черно-белого приемника началось вещание в абсолютно новом стандарте электронного телевидения – 625 строк. По сравнению с американским – 525 – подобная развертка считалась поистине телевидением высокой четкости. В последующем этот стандарт станет общеевропейским. Однако к концу 50-х столь обширное телепослание все еще оставалось черно-белым.

Битва стандартов телевещания: NTSC, PAL и SECAM

В это время американцы совершенствуют свою систему и вновь приступают к практическому внедрению ТВ в цвете. В 1959 году в Сокольниках открылась советско-американская выставка, которая впоследствии надолго запомнится гражданам обеих стран. В народе ее назовут «кухонными дебатами». В одном из павильонов воссоздали обстановку типичного американского дома, на его кухне и развернулась словесная дуэль о достоинствах капитализма и коммунизма между Хрущевым и вице-президентом США Никсоном. Ее снимали американские журналисты, и это первая запись без монтажа, в которой оба политика предстают в цвете. Никсон тогда не мог не сказать, что Вашингтон опережает Москву в области телевидения. Советский лидер не соглашался. После дискуссии эту запись показали Хрущеву, а копию оставили на память. Магнитную ленту передали в научную лабораторию, однако сигнал расшифровать в СССР не смогли. На тот момент видеомагнитофоны были передовой технологией американцев, которую они держали в секрете.

Ирония судьбы. Создание первого в мире видеомагнитофона для цветной записи могло быть советским достижением. Основатель американской фирмы, внедривший эту технологию, Александр Понятоф – уроженец Казанской губернии, который эмигрировал в Штаты после революции.

После исторической дискуссии на выставке в Сокольниках вопрос о внедрении цвета на советском ТВ стал особенно актуальным. Уязвленный Хрущев заявил Никсону, что и в области телевидения СССР опережает США. И хотя дела обстояли иначе, все понимали: вызов брошен, игнорировать его нельзя. Лозунг «Догнать и перегнать Америку» дополнился фразой «в кратчайшие сроки».

К поиску решения задачи подключились сразу несколько НИИ, в том числе Московской научно-исследовательский телевизионный институт. Перед специалистами стоял выбор: совершенствовать собственную систему или заимствовать наиболее подходящую за рубежом. При всех преимуществах цветного ТВ перед черно-белым его было сложно внедрять не только в союзе. Даже в США дела были не такими радужными, как казалось. Их стандарт вещания назывался NTSC. Он был разработан еще в 40-е и передавал только двухцветную картинку. Однако в начале 50-х произошел апгрейд, и у стандарта появилась дополнительная возможность транслировать цветную. Но сигнал на большие расстояния шел с помехами, приводя к искажениям на экране. Однако Вашингтон продолжал совершенствовать эту систему. Уже в 1963 году большинство американцев назовут телевидение главным средством информирования. В тот год цветное ТВ во всей красе показало свои преимущества, когда шла трансляция похорон президента Кеннеди.

Вслед за Америкой свой стандарт цветного телевещания внедряют в ФРГ, получивший название PAL, потому ее заимствует Великобритания и еще ряд стран Западной Европы. В СССР между тем сменился верховный лидер – вместо Хрущева к власти пришел Брежнев, – а телевидение продолжало оставаться черно-белым. Еще одной альтернативной была французская система кодирования цвета SECAM. Причем как с политической, так и с технической точки зрения французы на тот момент казались идеальными союзниками. Шарлю де Голлю не нравилась растущая роль США в Европе. В 66-м Париж демонстративно вышел из структур НАТО. В этом же году французский лидер приехал в СССР с официальным визитом. Говорят, именно де Голль приложил руку к тому, чтобы сделать SECAM совместной французско-советской системой.

Во время демонстрации своего стандарта французы показали высокое качество цветной картинки, которое произвело на советских специалистов впечатление. Однако впоследствии оказалось, что в реальности все обстоит не так красиво. Систему пришлось модернизировать и вносить коррективы.

В 1965 году в СССР разработали и запатентовали улучшенный стандарт цветопередачи SECAM 4, технически более совершенный. Но на тот момент система была только в макетах. Осенью 1967 года ТВ СССР и Франции начинает первые трансляции в цветном изображении. С этого момента мир аналогового телевидения разделится на три части – Америка и ее соседи предпочтут систему NTSC, Западная Европа выберет PAL, а СССР, Франция и страны Восточного блока перейдут на SECAM.

Первая телетрансляция в цвете в СССР. Продажа цветных телевизоров

В СССР это событие приурочили к круглой дате – 50-летию Октябрьской революции. Поэтому памятным днем для цветного ТВ станет 7 ноября. Именно тогда состоялась первая внестудийная цветная передача парада на Красной площади. При этом благодаря спутникам парад транслировался и в отдаленные уголки Союза.

Макет первого космического аппарата, открывшего эру спутникового ТВ, хранится сегодня в московском Музее космонавтике. Спутник связи «Молния-1» был запущен еще в начале 60-х. В момент запуска этот аппарат был самым мощным в мире и единственный на такой высокой орбите. И именно благодаря ему удалось впоследствии создать систему вещания «Орбит». Ее автор и создатель – Лев Кантор. Он занималась ретрансляцией программ центрального телевидения. В 1967 году, спустя шесть лет после полета в космос Юрия Гагарина, в ССР было построено 20 наземных станций спутниковой связи. Впрочем, трансляцию первого цветного телеаппарата советские зрители за исключением нескольких счастливчиков все-равно увидели в черно-белом изображении.

Поначалу первые цветные телевизоры, которые появились в магазинах в 1967 году, покупались с неохотой. Программы по ним транслировались по два-три часа в день, к тому же, тогда уже у каждой семьи дома был черно-белый приемник. Цветные телевизоры были громоздкими и часто ломались. Появились первые ателье по ремонту, где заветные ящики быстро и качественно чинили. Профессия телемастера стала престижной – работы хватало.

Фото: Бормотов Александр/ТАСС

Чтобы устранить недостатки первых телевизоров, на улучшение разработки были брошены лучшие умы. На производстве применялись последние достижения техники тех лет. Все это повысило качество и сделало популярными цветные ТВ. С начала 70-х они становятся массовым товаром.

За дальнейшее развитие телевидения в СССР отвечал зампред Гостелерадио СССР Генрих Юшкявичус, который возглавил специальную переходную комиссию. В нее входили 15 замминистров, в том числе и оборонные. Несмотря на высокий статус, должность Юшкявичуса считалась расстрельной. Мало кто верил, что цветное телевидение удастся раскрутить. Чтобы окончательно перевести страну на цветное ТВ, зампред Гостелерадио принимает специальное непопулярное решение – запрещает всем телестудиям СССР закупать на заводах оборудование для вещания в черно-белом формате. В условиях плановой экономики сделать это было непросто. Ситуацию разрешил бывший маршал обороны СССР Дмитрий Устинов, призвавший помочь комиссии по развитию цветного телевидения в стране.

Перевод телевидения на цветное вещание

В 1978 году все телецентры и телестудии СССР были переведены на цветное вещание. За новыми телевизорами выстроились очереди, заводы начали выпускать по 7 млн цветных «телеящиков» в год. В 1980-м году, несмотря на эмбарго, промышленность Советского Союза смогла произвести необходимое оборудование, чтобы показать московскую Олимпиаду качественно и в цвете.

При Горбачеве цветное телевидение в СССР столкнется с самой необычной и деликатной проблемой. Она была связана с ярким родимым пятном на лбу советского лидера. В газетах пятно поначалу ретушировали. Однако потом первый президент СССР в беседе с телевизионщиками признался, что гордится им. После этого телережиссеры без смущения показывали «гордость» Михаила Сергеевича.

Пик развития аналогового цветного телевидения в СССР пришелся на последние годы существования этого государства. Тогда в стране выпускали 10 млн цветных приемников ежегодно. В середине 90-х телевизор станет одним из самых распространенных бытовых приборов в мире и основным инструментов мировых массмедиа. Время, когда мир был разделен на три стандарта цветного телеизображения, подошло к концу. В войне стандартов больше не будет ни победивших, ни побежденных. Цветное телевидение перешагнет на следующую ступень развития – эру цифровых технологий.

В начале XXI века ТВ уже не может обойтись без цвета. Цвет – составная имиджа и прекрасная возможность прибавить остроты и зрелищности любой программе. Использование новых технологий изменило возможности экрана, сделав картинку почти реальной. Новое поколение телевизоров – сложные устройства на микросхемах, способные преобразовывать любой сигнал в картинку высокой четкости. Несмотря на популярность интернета, телевизора все еще удерживает лидерство.

Переход на цифровое вещание

Напомним, Россия полностью переходит на цифровой формат вещания с 2019 года. Россияне смогут бесплатно смотреть телеканалы, включенные в два мультиплекса. В первый входят: «Первый канал», «Россия 1», «Матч ТВ», НТВ, «Петербург – 5 канал», «Культура», «Россия 24», «Карусель», ОТР, «ТВ Центр». Во второй – «Мир», «Рен ТВ», «Спас», СТС, «Домашний», «Пятница», «Звезда», ТНТ, «Муз-ТВ».

Новый формат телевещания будет доступен 98% населения, но владельцам старых телевизоров надо поменять технику, либо купить приставки для приема цифрового сигнала. В противном случае они лишатся возможности смотреть программы.