Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения незабываемой комедийной актрисы Натальи Крачковской. К сожалению, она не дожила до этой даты, но осталась в памяти зрителей тем, что в кадре она сходу вызывала улыбку, а многие фразы ее героинь стали крылатыми.
Наталья Крачковская – невероятный мастер эпизода. В некоторых фильмах она играла совсем небольшие роли, но именно они запоминались миллионам зрителей. Она была словно пряность, которая делала любое блюдо незабываемым. Ее уникальной фактуры хватало, чтобы запомниться даже в самой крошечной роли.
Первую известность ей принесла роль мадам Грицацуевой в картине Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». С режиссером она познакомилась, когда приехала к своему мужу, звукооператору Владимиру Крачковскому в Крым на съемки фильма «Кавказская пленница». Знаменитый режиссер потом говорил, что на роль «знойной женщины» мадам Грицацуевой он искал актрису, похожую на жену своего звукооператора. На эту роль пробовались Нонна Мордюкова и Галина Волчек, но потом он принял решения снимать саму Крачковскую. И не прогадал: ее Грицацуева запомнилась миллионам!
А как актриса работала на съемочной площадке! Даже знаменитую погоню фактурной мадам за Остапом Бендером Крачковская играла сама: дублерши с такими размерами найти не удалось. Она две недели бегала по извилистой лестнице высотой с пятиэтажный дом, ездила на транспортере, дрыгая пухленькими ножками, и висела на часах.
В результате Крачковская стала известна как яркая комедийная и острохарактерная актриса. Возможно, именно это помешало исполнению мечты ее жизни – сняться в драматической главной роли. Она мечтала сыграть Матрёну из «Горячего сердца» Островского, но режиссеры видели в ней только характерную актрису. Отчасти мешал получать роли в других фильмах и статус «гайдаевской актрисы»: среди режиссеров существовало негласное правило не переманивать актеров друг у друга.
Она сыграла множество незабываемых ролей в кино. Особенно запомнились зрителям ее работы в комедиях «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «Эта веселая планета» и «Покровские ворота». Она властно врубалась в кадр фактурной внешностью и смешными фразами, многие из которых стали «крылатыми». Иной исполнитель главных ролей не оставил такой памяти о себе, как она!
Фото: ТАСС / Рухадзе Анатолий
Наталья Крачковская родилась в актерской семье, поэтому с детства мечтала стать актрисой. Хотя конкурс был сумасшедший, 256 человек на место, она все же поступила во ВГИК – в группу, которую набирал актёр театра и кино, Народный артист СССР Владимир Белокуров. Сейчас широкая публика уже и не помнит этого блестящего актера, в отличие от его пухленькой фактурной ученицы. А тогда, прослушав в ее исполнении монолог Иванушки-дурачка из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок», Белокуров сказал: «Вот эту «дурочку» надо взять!».
Правда, во ВГИКе будущая актриса училась недолго. Она попала под машину и долго болела. На время девушка даже потеряла зрение. Это был очень сложный период в ее жизни! А когда зрение вернулось к ней, то восстанавливаться во ВГИКе было уже поздно. Однако мечты о кино начинающая актриса так и не оставила. С 1959 года она начала сниматься на «Мосфильме»: сначала в массовках, а затем в эпизодических ролях.
Наталья Крачковская рассказывала в одном из своих интервью, что в детстве она была очень худенькой девочкой – как и все в послевоенные годы. А потом, когда ей было лет 12, за дело взялась ее бабушка-грузинка. Она старательно откармливала внучку, и преуспела в этом. Как ни старалась впоследствии Крачковская похудеть, ничего не получалось. В конце концов, она решила, что если достичь пропорций 90-60-90 ей не суждено, то 130-80-130 тоже хорошо. На том и успокоилась.
«Мне нравилось быть пышкой, – рассказывала она. – По поводу своей фигуры я никогда не комплексовала. Уверенность мне придавал тот факт, что я всегда вызывала интерес у противоположного пола. Я никогда не сомневалась, что чертовски мила и хороша собой. Один мой поклонник говорил обо мне: «100 килограммов мечты!». Еще со школы у меня всегда было множество воздыхателей».
Фото: ТАСС / Чохонелидзе Ираклий
Муж актрисы звукорежиссер Владимир Крачковский покорил ее сердце тем, что, в период ухаживания носил ей свежие булочки на завтрак. Он решил, что розы – это, конечно, хорошо, но ее этим не проймешь. А вот утренний завтрак – свежая сметана, творог и мягкие булочки – это аргумент посильнее. Сам некрупный, щуплого телосложения, он обожал свою жену и всю свою жизнь трогательно заботился о ней. Правда, ушел из жизни он довольно рано, и ей пришлось еще целых 28 лет прожить без него.
Вес актрисы регулярно оказывался поводом для шуток. Однажды Крачковская получила письмо, в котором ее приглашали сняться в главной роли. И что удивительно, на роль ее якобы утверждали сразу, без проб. Было лишь одно условие: актриса должна была за три недели похудеть на 35 кг! Как выяснилось позже, это был всего лишь розыгрыш коллег.
А вот Леонид Гайдай собирался подписать с нею контракт, по которому ей категорически запрещалось худеть. А все потому, что однажды во время съемок фильма «Иван Васильевич меняет профессию» она заболела пневмонией и похудела на целых 20 кг! Но режиссер совсем не обрадовался. «Это же просто уму непостижимо, – возмущался Гайдай. – Жена Бунши входит в дверь в одной весовой категории, а выходит – совершенно в другой! Так, Наталья Леонидовна, переводим вас на спецрацион: с утра – манная каша со взбитыми сливками, в обед – макароны с сыром, на ужин – оладьи с медом. Возвращаемся к своему весу!». Ради искусства пришлось ей снова располнеть.
Своих героинь Наталья Крачковская принимала с юмором, как принимала и себя саму. Она всегда первой шутила о своей комплекции и легко отваживалась на авантюры: прокатиться в кадре на транспортере, или участвовать в балетном уроке.
«Ее появление на экране всегда было событием для зрителей, – сказал о ней в одном из интервью создатель детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский. – Она была очень ярким, остроумным, веселым человеком, который прожил настоящую творческую большую жизнь. Все, что она делала в фильмах Леонида Гайдая и у нас в «Ералаше», останется навсегда, потому что роли переживут ее и будут еще очень, очень и очень долго жить».
Подробнее в сюжете: Новости кино