23 ноября православные верующие отмечают общехристианский церковный праздник – день памяти святого Георгия Победоносца. По преданию, в этот день великомученик претерпел страшную казнь – колесование, после которой он не погиб, а был чудесно исцелен Христом. Память святого Георгия Победоносца особо чтит Грузинская Православная Церковь.
При упоминании Георгия Победоносца сразу всплывает образ воина на коне, пронзающего копьем змия. Тем более что такое изображение Георгия Победоносца присутствует на древнем гербе Москвы. Но есть и другие его иконы. На одних он в доспехах, с копьем и мечом предстает как мужественный воитель и праведник. На других воинских атрибутов уже нет: это красивый молодой человек с тонкими аристократическими чертами. Его лицо выражает уверенность в однажды избранном пути, достоинство и спокойствие. Георгий Победоносец иногда изображается на иконах вместе с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским.
Святой Георгий – в первую очередь покровитель воинов. Кроме того, считается, что святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Ему молятся:
В молитве нужно обращаться не к иконе, а к тому, кто на ней изображен, в данном случае – к святому Георгию.
Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Он был воспитан в христианской семье. Достаточно сказать, что его двоюродная сестра – святая равноапостольная Нина – известна тем, что обратила в православную веру Грузию.
Существует легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки до сих пор спорят о том, что это было за место). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое чудовище, похожее на гигантскую рептилию, которому приносят человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную по жребию девушку, святой Георгий выступил в качестве сопровождающего лица. А в самый патетический момент, когда чудовище выползло из болота, Георгий неожиданно в одиночку вступил в поединок с ним и убил рептилию. Тем, что он низверг языческое священное чудище во славу Господа, он заслужил великую любовь местных жителей, многие из которых после этого крестились.
Но главный подвиг святого Георгия состоял вовсе не в этом. Достигнув звания тысяченачальника, Георгий был отмечен императором как смелый и подающий надежды воин, известный своим умом, физической силой, доблестью и красотой. Георгий мог бы достичь высот власти, однако он выбрал иной путь. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, Георгий явился к Диоклетиану и объявил себя христианином, а также обличил императора в жестокости и несправедливости.
За свое выступление против преследования христиан святой Георгий был схвачен и заключен в темницу, а затем подвергнут мучениям. Он был казнен за свою веру во Христа 6 мая 304 года, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид).
По словам священника Георгия Кочеткова, мучили святого Георгия вполне добропорядочные законные власти Римской империи. И хотели-то они от него только одного: подчинись, исполни закон, признай императора богом. Так положено, есть некий порядок, и, чтобы его укрепить, император назначил себя богом. Все, включая самого императора, понимают, что это условность. Казалось бы, сделай условный жест, прославь императора как бога, пусть даже не веря в это – и спасешь свою жизнь. Но юный офицер отказывается это сделать, соглашается на пытки, положенные в таких случаях, и расстается с жизнью.
«Казалось бы, кто победил? И каков смысл такого свидетельства? Человек гибнет, на этом дело заканчивается. Но потом оказывается, что не совсем заканчивается, что с ним гибнут еще другие люди, которые успели «заразиться» его верой, его свидетельством: мученица царица Александра, мученик Антоний, мученик Протолеон... И по человеческому рассуждению понять это очень сложно», – говорит священник.
По словам Георгия Кочеткова, любовь в России к этому святому обусловлена не только примером целостности его жизни, его верностью Божьей правде, но и жаждой русского народа иметь перед глазами такого героя-рыцаря и аристократа духа. Эта потребность русского народа в таком примере говорит о большом потенциале, скрытом в нас самих и требующем раскрытия в реальной жизни.
Подробнее в сюжете: Русская православная церковь (РПЦ)
Читайте также: