Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ») празднует юбилей – ровно сто лет назад, 1 декабря 1918 года, центр начал свою работу. «МИР 24» вспомнил основные вехи истории института, который фактически породил всю отечественную авиационную науку и остается на ее переднем краю.
Николай Егорович Жуковский – профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета – в первый же год советской власти предложил создать комплексный научный центр авиационной тематики. Идею поддержал руководитель Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Н. П. Горбунов и, несмотря на сложное положение государства, ее немедленно начали воплощать в жизнь.
К тому времени вокруг Жуковского уже сложился отряд единомышленников, которые и составили ядро ЦАГИ. Они участвовали в работе первого в России авиационного расчетного бюро, созданного в 1916 году. А предшественником ЦАГИ можно считать первый в мире аэродинамический институт в подмосковном Кучине, созданный под руководством Жуковского на деньги члена известной семьи меценатов Дмитрия Рябушинского, впоследствии тоже профессора.
Фото: Грибовский А., фотохроника ТАСС; на фото – Н. Е. Жуковский
В 1921 году Жуковский в возрасте 74 лет ушел из жизни. Научное учреждение возглавил его соратник, гениальный ученый Сергей Алексеевич Чаплыгин, пришедший в ЦАГИ за год до того. Именно при нем был сформирован научный облик ЦАГИ, появились первые достижения, а также признание в мировом научном сообществе. Чаплыгин курировал создание конструкторского бюро, строительство испытательных лабораторий и завода по производству самолетов.
Аэродинамика – наука, описывающая поведение летательного аппарата в воздухе. Как и любая другая теория, перед применением результатов она нуждается в экспериментальной проверке. В сфере воздухоплавания это особенно актуально, ведь от проблем в расчетах напрямую зависят людские жизни. Перед созданием любого самолета его отдельные части должны пройти испытание, которое либо подтвердит возможность их применения, либо выявит проблемы. Именно этим целям служат многочисленные стенды и аэротрубы ЦАГИ – сейчас их уже более 60-ти. А в 1925 году для ЦАГИ построили самую большую трубу на тот момент в мире. Ее диаметр составлял 6 м.
Фото: Преображенский Сергей, ТАСС
В 1930-е и 1940-е годы масштабы исследований ЦАГИ стали столь значительны, что из института в отдельные научные учреждения были выделены Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, 1930 год), Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ, 1932 год), Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ, 1941 год), ОКБ А. Н. Туполева (1936 год), Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина (1946 год) и ряд других всемирно известных объединений.
В это время в ЦАГИ создают уникальные летательные аппараты АНТ-1, АНТ-2, АНТ-3 и АНТ-4, которые совершали рекордные перелеты по миру. Ознакомится с работами советских ученых приезжают коллеги со всего мира, среди них, например, отец американской авиации Теодор фон Карман.
Самолет АНТ-1, Фото: Википедия, общественное достояние
В семинаре теоретического отдела ЦАГИ под руководством была воспитана плеяда всемирно известных физиков и математиков – это Мстислав Келдыш, Леонид Седов, Михаил Лаврентьев, Сергей Христианович и многие другие.
В середине 1930-х институт переехал в Подмосковье, в город Жуковский. В Москве остался только филиал учреждения, который в российский период сначала отделился, а затем вновь вошел в состав материнской организации (сейчас – Научно-исследовательский Московский комплекс ЦАГИ). Под руководством Туполева, одного из учеников Жуковского, в 1924-1936 годах в ЦАГИ созданы этапные для отечественной авиации самолеты ТБ-1, ТБ-3.
В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ в первую очередь работал на совершенствование советских боевых самолетов, то есть на практику, но не останавливал и фундаментальные исследования, в первую очередь – теорию флаттера. Благодаря им отечественная авиация уже в первые годы после войны сумела совершить прорыв в области сверхзвуковых скоростей.
Те работы позволили в дальнейшем создать истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б. Самолеты – носители стратегического ядерного оружия, Ту-16 и Ту-160, тоже созданы при непосредственном участии специалистов ЦАГИ.
Фото: Лысцева Марина, ТАСС; Акимов Николай, Кузьмин Валентин, ТАСС;
Alan Wilson, Википедия; Лысцева Марина, ТАСС
Расширение экспериментальной базы института в 1950-е и 1960-е годы связано с ракетной техникой. В эти годы созданы установки, обеспечивающие гиперзвуковые скорости потока воздуха. Это позволило моделировать, например, нагрев космического корабля при входе в атмосферу, распространение ударных волн и многое другое. Новые газодинамические установки и аэродинамические трубы были способны достигать скорости обтекания до 20-ти звуковых.
Одной из самых ярких страниц в истории ЦАГИ стало исследования полета самолетов с крылом изменяемой геометрии. Благодаря им удалось создать такие многорежимные самолеты, как МиГ-23, Су-24 и Ту-160. В конце 1960-х ЦАГИ вплотную занялся созданием фронтовых истребителей нового поколения, таких как МиГ-29 и Су-27. Институт был серьезно задействован при решении проблем создания Ил-96,Ту-204 и Ан-124.
Фото: Пороховников Олег, Яцина Владимир, ТАСС
Крупнейшей работой последних советских лет стало строительство космического корабля «Буран», советского ответа американским шаттлам. Для этого институт построил натурную тепло-прочностную вакуумную камеру ТПВК диаметром 14 м и длиной 30 м. За две недели до 70-летия ЦАГИ «Буран» совершил первый и единственный полет в космос, прошедший без нареканий, причем, в отличие от американского аналога, в беспилотном режиме.
Фото: Яцина Владимир, ТАСС
Космические задачи не сняты с ЦАГИ и сейчас. Там проводятся испытания нового космического корабля Федерация, который придет на смену нынешней «рабочей лошадке» Роскосмоса – кораблю «Союз».
В 1994 году институт первым получил статус Государственного научного центра – документ о регистрации имеет № 1. С 2014 года ЦАГИ вместе с другими научными учреждениями входят в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского». Центр координирует отечественную прикладную науку в авиационной сфере.
Сейчас ЦАГИ участвует в реализации шести приоритетных направлений: «Безопасность и противодействие терроризму», «Индустрия наносистем», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники», «Транспортные и космические системы», «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика» и шести критических технологий. В распоряжении института более 60 аэродинамических труб и испытательных стендов для исследования прочности, акустики, аэрогидродинамики и динамики летательных аппаратов.