Артистка «Русского балета» Сергея Дягилева и дочь царского генерала, балерина Ольга Хохлова была первой женой Пабло Пикассо и его музой. Художник посвятил Ольге десятки картин – по этим работам можно даже понять, как складывались их отношения. Историю любви испанского мастера и русской танцовщицы показывают на выставке в Пушкинском музее. О том, как повлияла на творчество Пикассо русская любовь и к чему привели другие его страстные романы – в репортаже телеканала «МИР 24».
Взрывной испанский темперамент, харизма и жгучие карие глаза. Пабло Пикассо не просто нравился женщинам, они боготворили его. Таким количеством романов, как у Пикассо, мог похвастаться далеко не каждый художник. Но женился мастер на русской балерине Ольге Хохловой. Причем не просто расписался, Пикассо повенчался с Ольгой по православному обычаю.
Первое время супруги были счастливы и часто вместе выходили в свет. Спустя три года у них родился сын Поль. Радость отцовства Пикассо отразил в своих работах. Но позже появляются в творчестве художника и нотки раздражения. Балерина старалась сделать из него примерного семьянина и салонного художника – такая жизнь быстро наскучила свободолюбивому Пикассо, Хохлова перестала быть для него прекрасной нимфой. Теперь она бездушная схематичная фигура с оскаленной пастью.
«На картине «Ольга в кресле» Хохлова нарисована в стиле Энгра – это очень классический романтичный портрет. Картина была написана в 1918 году, это начало их отношений. Если взглянуть на картину «Большая обнаженная в кресле», там уже виден распад этих отношений: Ольга превращается из идеала красоты в нежеланную женщину с оплывшей фигурой», – рассказала главный хранитель Национального музея Пикассо в Париже Эмилия Филиппо.
Супруги расстались спустя 18 лет совместной жизни. Но до официального развода дело так и не дошло. Согласно брачному договору, который подписал еще безумно влюбленный Пикассо, половина его имущества отошла бы Ольге, а с ней мастер делиться не хотел, ведь еще в браке она транжирила его деньги.
Разрыв отношений сказался на психике Ольги – многие годы она преследовала Пикассо: писала злые письма и обижала его новых женщин.
«Всю жизнь Пикассо можно представить себе как периоды, связанные с разными женщинами, разными музами. Начиная с Фернанды Оливье, которая приходит в его жизнь в «розовый» период, вместе с ним переживает рождение кубизма. Затем трагическая и быстротечная история Евы Гуэль, похоронив которую, Пикассо отказывается и от искусства авангарда. Потом Ольга Хохлова, вначале на классический манер гармоничная, а после – искаженная», – отметил куратор выставки Алексей Петухов.
Свою русскую любовь Пикассо променял на 17-летнюю француженку Марию-Терезу Вальтер. Пикассо на тот момент было почти 50. Отношения с Вальтер продлились около 10 лет. Позже мастер находит новую любовницу – художницу Дору Маар. Однажды женщины встретятся в его студии и даже подерутся.
Любовь Пикассо была безжалостной. Его женщины сходили с ума или кончали жизнь самоубийством. Мария Вальтер повесилась в гараже. Ушла в монастырь, а потом застрелилась модель Жаклин Рок. Исключением стала французская художница Франсуаза Жило – женщина, родившая Пикассо двоих детей, сама бросила художника, узнав о его неверности. Позже она написала книгу о жизни с гением, роковым разрушителем судеб.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»