В XXI веке новые маршруты – газовые. На этой неделе в Стамбуле президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган приняли участие в важной церемонии – завершения строительства крайне сложного морского участка трубопровода «Турецкий поток». Что это значит, разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.
Черное море позади. Новая газовая труба из России добралась до турецкого берега. Уложено последнее подводное звено.
«Соглашение о сооружении «Турецкого потока» было подписано здесь же, в Стамбуле, 10 октября 2016 года. Кстати говоря, мне припоминается, мы с вами знаем, кто предложил название «Турецкий поток», – сказал российский лидер под бурные аплодисменты.
Две нитки, каждая мощностью почти 16 млрд кубометров в год. Одна – исключительно для нужд Турции, другая – для дальнейшего транзита в Европу. Совокупная мощность – 31,5 миллиарда кубометров. Если учесть среднюю цену на российский газ для Европы и Турции (230 долларов за тысячу кубометров), получается, что после запуска на полную мощность трубопровод будет ежегодно приносить России более 7 млрд долларов. В рублях – почти полтриллиона. Это сопоставимо с годовым бюджетом Санкт-Петербурга.
«Мы с нашими друзьями из Российской Федерации приложили много усилий, с точки зрения взаимоотношений, для реализации этого проекта. Он носит историческую значимость для наших отношений», – отметил Эрдоган.
1800 километров под водой. Максимальная глубина – более двух километров. Впервые в мире в таких условиях проложен широкий трубопровод: диаметр трубы 81 сантиметр. Второй рекорд – сроки: шесть километров в день.
«Сегодня, спустя лишь два года реализации этого масштабного проекта, пройден самый сложный его этап. Добыча и транспортировка газа – это не примитивная работа, как кому-то могло бы показаться. Это не просто дырку в земле просверлить и газ качать», – указал Путин.
Плавучий цех на борту самого большого в мире судна-трубоукладчика. Отсюда сваренная труба отправляется на морское дно. На этом этапе будущий газопровод по форме напоминает латинскую букву S.
«Трудность в том, что мы поднимаем трубу с мелководья и сразу же идем на глубину. При этом труба должна ложиться на морской склон. Поэтому в трубопроводе предусмотрены специальные изгибы, и есть специальные требования сварки для таких участков», – пояснил старший мастер Джон Уэйд.
Инженеры исследовали более ста образцов труб крупнейших мировых производителей. Для «Турецкого потока» выбрали продукцию четырех предприятий: немецкого, японского и двух российских.
Нижегородская область, Выксунский металлургический завод. Вот так стальной лист толщиной всего четыре сантиметра превращается в трубу для газопровода. «Турецкий поток» создает рабочие места и здесь, и в Турции, которая превратится в крупный газовый хаб.
Маршрут уже определен: из европейской части Турции – через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словакию, а конечной точкой должна стать Австрия. Трасса, по сути, повторяет траекторию газопровода «Южный поток». От его строительства пришлось отказаться четыре года назад. Работы остановила Болгария под давлением Евросоюза и Соединенных Штатов.
«Там даже землеотводы были уже выбраны – все было понятно, где конкретно он пойдет. Сейчас мы видим, что болгары неоднократно приезжали в Россию, болгарское руководство, в общем-то, давало всякие заверения, что больше они так не будут», – рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
«Южный поток» формально не соответствовал Третьему энергопакету Евросоюза. Новые законы ЕС, которые регулируют газовый и энергетический рынок, были приняты уже после первых договоренностей о строительстве газопровода и все же позволили затормозить проект.
«Теперь мы работаем исключительно по нормам Евросоюза, которые есть, и в этом плане есть дополнительный бонус для России – в плане того, что европейцы будут обязаны выполнить собственные законы», – полагает Юшков.
«Ситуация изменилась именно в том плане, что Россия и Турция продемонстрировали миру, что можно решать задачи, невзирая на то, какое бы давление на них ни было», – считает политолог Юрий Светов.
«Турецкий поток» заставил беспокоиться Украину. В Киеве подсчитали: новая труба заметно сократит транзит российского топлива в Европу через украинскую территорию. Минус 13 миллиардов кубометров газа в год, а значит, минус полмиллиона долларов ежегодно. Это почти треть бюджета Украины.
«Теперь Украине нужно направить наши усилия, чтобы не допустить строительства второй нитки «Турецкого потока». Без европейского партнера Украине будет трудно договориться и заставить «Газпром» сохранить большие объемы прокачки газа через нашу ГТС», – говорит глава Совета по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа Леонид Униговский.
К концу следующего года российский газ по «Турецкому потоку» пойдет и в саму Турцию, и даже в Европу. Это обещают в правительстве России. Как раз к этому времени между Москвой и Киевом истечет контракт на транзит топлива. Новый договор пока не подписан.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе