Итальянский режиссер, драматург и поэт Бернардо Бертолуччи, который ушел сегодня из жизни на 79 году жизни, был великим мастером кино.
Кинокритик, художественный руководитель российских программ Московского кинофестиваля Ирина Павлова в интервью корреспонденту «МИР 24» отметила, что Бернардо Бертолуччи – один из тех великих мастеров великого кинематографа, вся творческая жизнь и вся карьера которого прошла на ее глазах. «Когда уходили Феллини и Антониони, когда уходили выдающиеся мастера советского кино, то это были люди поколения моих родителей. А Бертолуччи как великий художник возник прямо на моих глазах».
Он был соавтором сценария одного из любимейших шедевров мирового кино «Однажды на Диком Западе», который они делали вместе Серджио Леоне, Серджо Донати и Дарио Ардженто. «Еще студентами мы с мужем впервые посмотрели фильм «Конформист». Нас — группу студентов театроведов и режиссеров Ленинградского института театра, музыки и кино — он просто потряс. Всю ночь мы болтались по городу и не могли наговориться про этот фильм. Это было кино, которое говорило о таких вещах, о которых мы тогда даже думать боялись. А человек об этом говорил вслух», – вспоминает Ирина Павлова.
«Потом был «Двадцатый век». Этот фильм мы посмотрели тоже в Ленинграде, в рамках Московского международного кинофестиваля. Мы смотрели его, и потом опять говорили, говорили, обсуждали буквально покадрово. Пытались впитать его, и запомнить всё. Мы не знали, будет ли этот фильм потом у нас в прокате, мы очень боялись его потерять», – рассказывает кинокритик.
По словам Павловой, для многих имя Бернардо Бертолуччи стало знаковым. «Мы думали, что все гении родились задолго до нас, а тут оказались свидетелями того, как на наших глазах родился настоящий гений. И дальше вся его творческая биография проходила для нас под этим знаком», – говорит эксперт.
«Когда появился фильм «Последний император», мы чувствовали себя невероятно смелыми и прогрессивными, когда вслух могли заявить: «Да, пускай это великий Бертолуччи, а мне фильм не понравился!». То есть сказать какую-то критическую вещь про фильм гения, без боязни не попасть в чью-то позицию. Это было одно из первых смелых и самостоятельных художественных решений в жизни», – делится Ирина Павлова.
Как говорит кинокритик, его следующая картина доказала: бывает так, что человек разрывается пополам от того, что ему нравится то, о чём говорит фильм, и не нравится то, как он говорит. «И вот фильм «Маленький Будда», который я увидела впервые на берлинском кинофестивале, буквально разорвал меня пополам. Мне все время казалось: ну куда же ты делся, Бернардо, которого я так любила и знала, куда делся мощный энергетический посыл? Но это было кино о таких важных и таких невероятно тонких вещах, которое не могло не зацепить, не взять за сердце. И вот так было: мозг против, а сердце за. И это тоже был Бертолуччи», – рассказывает кинокритик.
«И его «Ускользающая красота», и его «Мечтатели» – всё это было о вещах, которые не были далекими. Не были о чем-то итальянском или американском. Это были общечеловеческие вещи, которые меня – сначала девочку из Ленинграда, а потом молодую женщину – цепляли за сердце так, как будто они рассказывали о том, что может происходить со мной лично. И тем языком великого кинематографа, который не мог оставить равнодушным», – говорит Павлова.
«И, повторяю, это был мастер, родившийся на моих глазах, поэтому я смело внутри себя с ним спорила. Не как Феллини или Висконти, на которых я смотрела снизу вверх, нет, это был человек моего времени. Когда художник возник прямо на твоих глазах, то с ним чувствуешь себя на равных. С ним можно внутренне разговаривать и спорить. Тебе он не кажется небожителем, а кажется творцом и современником. Он и был моим современником», – рассказывает Ирина Павлова.
По словам кинокритика, 78 лет – сегодня это не возраст для мужчины, не возраст для творца, для человека, который мог бы ещё снимать гениальное кино. «Я знала, что он болен, но всегда так хочется верить в чудо. Как ребёнок, который надеется, что в другом кинотеатре Чапаев выплывет. Так и тут. Когда-то мы, как дети, верили, что вот все умирают от рака, а Тарковский не умрёт. Ну ведь невозможно, чтобы он умер! А он взял и умер, и это было не только горе, но и ужасная обида. Ну как же это так? Он не должен был. Это же самое я могу сказать и про Бертолуччи. Это не только боль утраты, это ужасная обида: ну он же не должен был», – делится Павлова.
«Конечно же, когда уходят такие мастера, такие люди, которые определяют очень многое в твоей жизни, то хотя бы на несколько минут кажется, что мир опустел. Вот мир великой культуры был полнее при Бернардо Бертолуччи. А теперь кино опустеет без него», – добавила кинокритик.
Читайте также: