75 лет назад началась знаменитая Тегеранская конференция. Встреча «Большой тройки»: Сталина, Рузвельта и Черчилля. В ноябре 1943 года после Сталинграда и Курской битвы всем стало очевидно, что перелом в мировой войне свершился. Крах гитлеровского режима – вопрос времени. И тогда фюрер отдал приказ уничтожить трех лидеров антигитлеровской коалиции, прилетевших в Тегеран. Исторический детектив корреспондента телеканала «МИР 24» Романа Никифорова.
Фильм «Тегеран-43» рассказывает о советском разведчике, который раскрывает в Иране заговор нацистов, и предотвращает самое громкое в истории покушение сразу на троих лидеров антигитлеровской коалиции. Политический детектив, боевик и мелодрама – те же самые жанры, которые подходят для описания реальных событий.
Только через 20 лет после съемок Игорь Костолевский узнал, что его герой – не вымышленный персонаж, а конкретный человек - Геворк Вартанян. Отработал за границей на нелегальном положении полвека. И лишь когда его рассекретили, разведчик и актер встретились.
Итак, 1943 год. На восточном направлении наметился перелом, союзники ведут переговоры об открытии второго фронта. Для Германии ситуация критическая. По мнению американского историка Билла Йена, впервые идея обезглавить противника у немцев появляется еще в начале года перед встречей британского премьера Черчилля с президентом Рузвельтом в Касабланке.
«Немецкая разведка знала, что Рузвельт и Черчилль должны встретиться, но не знали, где. Они перехватили информацию, что встреча будет в Касабланке. Мы-то знаем, что Касабланка – это Марокко. Но Касабланка также и означает Белый дом в Испании. И тогда разведка прочесывала Испанию», – уточнил историк Билл Йен.
Первая попытка не удалась, но идея осталась. Место новых переговоров теперь уже «Большой тройки» долгое время не знают и сами лидеры коалиции. Спорят. Предлагают Египет и Турцию, но Сталин настаивает на Иране. Сюда советские и британские войска вошли еще в 1941-м. И от Тегерана совсем недалеко до Баку.
Насколько серьезно лидеры относились к вопросам безопасности становится ясно из документов, которые хранятся в архиве социально-политической истории. В этой папке под грифом «совершенно секретно» личная переписка между Сталиным и Черчиллем.
Вот одно из писем Сталина с его правками: «Здесь он заменяет город Тегеран на некое условное обозначение – «Каир-3». Именно так при подготовке стороны договорились называть будущую встречу. Более того, для отвлечения внимания Черчилль даже предлагал ввести две бригады в столицу Египта – русскую и британскую. Однако Сталин эту идею не поддержал и заявил: «Я нахожу это мероприятие нецелесообразным, так как оно может вызвать ненужный шум и демаскировку».
И тут немцам улыбается удача. Несмотря на все меры предосторожности, гитлеровцы все же получают данные о встрече.
«Была утечка, которая пришла из Турции. И человек, работавший камердинером у посла союзной страны, имел доступ ко всем документам. Эти документы он похищал и передавал немцам. А немцы ему за это платили огромные деньги, но все они были фальшивыми», – рассказал историк спецслужб Николай Долгополов.
Внешняя разведка нацистов разработала план под кодовым названием «Длинный прыжок». Операцию курировал сам начальник управления Вальтер Шелленберг.
«У них были завербованные местные жители, которые помогали им в работе. Идея Шелленберга заключалась в том, чтобы использовать наемников и местную сеть для слежки за «Большой тройкой», – поделился Билл Йен.
И вот, в Тегеране высадилась первая диверсионная группа. Десантировалась в предместье.
«Это были шесть человек радистов. Они установили прямой контакт с Берлином для того, чтобы подготовить плацдарм для следующей группы террористов, которая должны была прибыть во время тегеранской конференции», – отметил разведчик, Герой Советского Союза Геворк Вартанян.
Второй группой должен был руководить оберштурмбаннфюрер Отто Скорцени, который за пару месяцев до Тегерана отличился в Италии. Он со своими десантниками освободил из плена лидера местных фашистов Бенито Муссолини.
Но и советская разведка не дремлет – узнает об утечке данных сообщает союзникам. В Тегеране проходит зачистка, но радистам удается незаметно пробраться в город. Они допускают только одну ошибку – не обращают внимания на 19-летнего паренька, сына приезжего коммерсанта, который то катается по улицам на велосипеде, то просто гуляет с девушкой. И в итоге юный Геворк Вартанян обнаруживает и выслеживает матерых диверсантов. «Длинный прыжок» отменяется.
«Я считаю, что это блестящая работа спецслужб. Я провела всю свою жизнь в этой квартире, прямо напротив штаб-квартирой МИ-6. Так что я думаю об успехе разведки постоянно, когда выглядываю в окно», – сказала внучка Уинстона Черчилля Силия Сандис.
В ее семье о готовящемся в Тегеране покушении не говорили, она узнала о нем только в нулевых. И в 2007 отправилась в Россию «с любовью и благодарностью». И встретилась с человеком, который когда-то спас ее деда.
«Он удивительно доброжелательный и обаятельный человек», – отметила она.
Но как именно нацисты планировали атаковать? Здесь только предположения. Например, нападение на кортеж по пути из аэропорта, благо многие улочки в центре города узкие и кривые. Говорят также о самолете, до отказа набитым взрывчаткой. А в фильме «Тегран-43» представлена версия с пистолетом, спрятанным в кинокамере.
Правда, ни историки, ни сам Вартанян эту версию не подтверждали. Но, по мнению разведчика, есть в картине и достоверные детали. Например, нацисты действительно планировали использовать старинные водопроводные каналы.
«Он также рассказал мне еще об одном плане – об отравлении воды, которая шла по водопроводу, ведущему в Британское посольство, где остановился мой дедушка. Цель была – дать ему эту отравленную воду», - сказала внучка Уинстона Черчилля.
Так или иначе, но сама конференция прошла без сучка и задоринки. Чтобы сократить перемещения, американский президент согласился переехать в Советское посольство к Сталину. Тегеран на несколько дней был полностью изолирован, не работали даже почта и телеграф. Все лидеры, включая Рузвельта и Черчилля, передвигались на советских бронированных лимузинах из Гаража особого назначения. А начальник сталинской охраны Николай Власик применил необычную для того времени тактику.
«Власик придумал гениальные ходы, которые используются до сих пор. Кортеж из пяти машин, где сидит товарищ Сталин – непонятно. Сейчас тоже такое же. Или один кортеж мчится в одну сторону, другой в другую. Всегда дорога проверенная», – говорит Николай Долгополов.
Что касается Геворка Вартаняна, то у него с тегеранской конференцией связана и любовная история. Все как в кино, даже интереснее. Здесь он познакомился с дочкой армянских эмигрантов по имени Гоар. И уже в 16 лет его избранница стала еще и соратницей.
«Вначале, когда встречались просто как друзья, он шел на свою работу, брал с собой, это даже как прикрытие было. Потом он начал потихонечку мне давать задания», – вспоминает разведчица Гоар Вартанян.
«Встречались потихоньку, на улице, где-нибудь на углу. С цветочком приходил, она выбегала с косичками», – рассказал разведчик, Герой Советского Союза Геворк Вартанян.
У них было сразу три свадьбы. В разных странах под разными именами, для выполнения заданий. И каждый раз всерьез. Они разоблачили четыре сотни вражеских агентов. И ни разу в своей жизни не прокололись.
Значение «Тегерана-43» сложно переоценить. В Тегеране Сталин, Рузвельт и Черчилль приняли решение о создании Организации Объединенных Наций. Цель простая: вместо языка войны – язык дипломатии. Обозначили контуры будущего мира. Причем Германию в итоге не уничтожили совсем, на чем настаивал Запад и против чего была Москва. И еще в июне 1944 года открыли Второй фронт.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе