<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Он очень рано устал от славы. Уже к 26 оказалось, что бесконечная любовь фанатов, внимание женщин и контракты продюсеров могут надоесть. Ему оставалось только написать собственную книгу стихов, уехать в Париж – и умереть. Спустя всего четыре года после начала «дорзомании» Джима Моррисона не стало.
Один из самых харизматичных и самых влиятельных музыкантов мира успел записать и оставить после себя семь культовых альбомов. И каждый из них до сих пор воспринимается как рок-откровение. Те, кто живет после Моррисона, до сих пор легко влюбляется в тексты и вокал Джима. Для тех, кто жил в его время, музыкант изменил мир.
8 декабря исполнилось бы 75 лет со дня рождения Джима Моррисона. Отмечать будут миллионы людей по всему миру. «МИР 24» рассказывает о пяти темах, которые делали и до сих пор делают музыку The Doors актуальной.
Самая непонятая социальная группа во все времена – молодежь. Меняются эпохи, декорации и идеи, а ситуация со студентами-бунтарями остается прежней. Люди, впитывающие в себя самые прогрессивные идеи и излишне серьезно их воспринимающие, никогда не найдут согласия с обществом.
Моррисон был и остается одним из главных музыкантов молодежи. Он много и охотно поет о непонимании, о том, как тяжело человеку найти себя в жизни – те самые темы, которые волнуют людей в начале пути.
Лирические герои Джима очень похожи на оных у Джека Керуака – одновременно простые и сложные. Много знающие, но желающие понять еще больше. Рассудительные, но эмоциональные. Это тот образ, с которым с незапамятных времен ассоциируют себя молодые люди. Кризис самоопределения как никогда близок человеку, который называл себя «Королем Ящериц». Во многом за это Моррисон и любим публикой.
Главный музыкальный жанр конца шестидесятых – психоделический рок. И кому как не группе с названием, позаимствованным у книги Хаксли «Двери восприятия» играть именно в этом жанре. А уж тексты Моррисона наверняка захотели бы положить на свою музыку и ранние Pink Floyd и поздние Beatles.
Джим с детства был творческим человеком – на том и пошел учиться в киношколу. Но настоящей страстью будущего музыканта, конечно, была поэзия. Говорят, он всегда умел подобрать точное слово, точную метафору к любой ситуации. И это всегда было смело и вызывающе благодаря фантасмагоричным образам.
Дело далеко не в наркотиках – или, во всяком случае, не только в них. Моррисон со своей богатой фантазии умел видеть – и открывать другим глаза – на самые сложные и интересные вещи. Благодаря этому Doors в начале своего пути и попали в когорту самых многообещающих групп.
Практически любые песни, созданные при участии Джима, невероятно сложно и интересно декодировать – то есть разбивать на слова и образы. Занимаются этим, собственно говоря, до сих пор. Отсюда и невероятная активность различных фанатских объединений и сайтов. А музыкант ведь жив пока о нем помнят.
Главной темой поколения при жизни Джима Моррисона стала война во Вьетнаме. Бессмысленная и жестокая, она стала, пожалуй, олицетворением понятия «война» в принципе. Хоть Doors старались никогда не заигрывать с движениями вроде хиппи, но явные антимилитаристские нотки в произведениях группы есть.
Песня The Unknown Soldier не входит в число хитов Doors, но именно ее многие считают антивоенным гимном. Исследователи биографии Моррисона пишут, что это произведение – ответ отцу Джима. Он служил в Пентагоне и принимал непосредственное участие в военных миссиях во Вьетнаме. Родители очень плохо относились к решению сына стать музыкантом. Это привело к такой крупной ссоре, что в первых автобиографических заметках Джим написал, что его мать и отец умерли, хотя это было не так.
Благодаря фильму Фрэнсиса Форда Копполы Apocalypse Now гимном антивоенного движения стала еще одна песня Doors – The End. Вообще-то она мало относится к происходившему во Вьетнаме, но рефрен «Это конец, мой милый друг, конец» уж слишком хорошо ложился на настроения в обществе. И до сих пор композицию добавляют в антимилитаристские кинофильмы.
Настоящая любовь – это большой компромисс, всегда понимал Джим. Поэтому его реальные отношения с девушками складывались невероятно сложно. В худшие годы у него были отношения сразу с двумя. В лучшие женщин вокруг было гораздо больше. И пусть у Моррисона даже была официальная жена, это никогда не останавливало его от разделения идеальной романтической любви и любви реалистичной.
Несмотря на любвеобильный нрав главного автора, у The Doors тяжело найти песни про беспорядочные половые связи или про распутных девушек и парней. Образы Моррисона всегда чисты. Он необычайно много пел о любви для человека, который, кажется, не любил всерьез. Возможно, так оно и должно быть.
В отличие от психоделического рока, песни Джима о любви обычно выдержаны в более классическом стиле. Они могли бы звучать из автомата в какой-нибудь закусочной, куда вечером на свидания съезжаются парочки. Эта тема всегда стояла особняком в творчестве Моррисона – и, конечно, привлекала к группе новых фанаток.
Верно подмечают исследователи музыки, что сквозь десятилетия до нас доходят только вечные мотивы. Моррисон, даром что он икона конца 60-х, популярен до сих пор и, скорее всего, будет популярен и в далеком будущем. Его песни регулярно перепевают новые талантливые авторы, на его жизнь и стихи ссылаются поп- и рок-иконы, которые родились спустя несколько десятилетий после смерти Джима.
Как любят цинично замечать слушатели, еще неизвестно, как бы сложилась карьера Моррисона, если бы не ранняя смерть. Кажется, он действительно спел все, что хотел – потому и отказался к концу жизни от музыки. Круг вечных тем действительно ограничен. Тяжело найти много общего между поколениями людей, но Джим как минимум постарался. А за результат говорит то, сколько миллионов прослушиваний до сих пор ежегодно собирают песни 50-летней давности.
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка