Ровно век назад родился человек, которому было суждено стать отцом советского хоккея. Сегодня сто лет со дня рождения Анатолия Владимировича Тарасова – первого советского тренера, которого признали за океаном. Корреспондент «МИР 24» Павел Полищук о хоккейной легенде.
Тарасов всего на год младше НХЛ. Естественно, что в 1918-м году в Советской России ничего не знали не только о Североамериканской хоккейной лиге, но и о самой игре с шайбой, с которой Анатолий Владимирович познакомится только после войны и с которой свяжет всю свою дальнейшую жизнь.
В 1947 году Тарасов стал играющим тренером ЦДКА и сразу привел команду к победе в чемпионате страны. Свою верность армейцам он сохранил навсегда. Под его руководством клуб 16 раз выигрывал первенство Советского Союза, 14 раз брал Кубок СССР, побеждал на международных соревнованиях.
«Тарасов находил людей в разных командах и в своем клубе и можно сказать, что сохранил их мастерство», – отметил президент ФХР, трехкратный олимпийский чемпион Владислав Третьяк.
На волне клубных успехов Тарасову доверили и сборную страны. А в 1963-м в национальной команде образовался тренерский тандем. Уже с первых дней работы пара Тарасов – Чернышев начала творить чудеса. В том же году советские хоккеисты стали чемпионами мира. А уже через год дуэт наставников привел команду и к золоту Олимпийских игр.
«Они настолько сдружились, что не разлей вода. А если соединить Аркадия Ивановича и Анатолия Владимировича, то это был бы супертренер. Хотя я считаю, знаете, есть хорошие тренера, а есть великолепные. А Тарасов – это великий тренер», – указал двукратный олимпийский чемпион Борис Михайлов.
Если в звездном тренерском тандеме Аркадию Чернышеву отводилась роль теоретика, то Тарасов был настоящим двигателем команды. Именно он руководил тренировочным процессом и, как никто другой, мог зарядить игроков энергией даже в самой безвыходной ситуации. Те физические упражнения, которыми он нагружал своих подопечных, казались чудовищно тяжелыми, зато на поле его гвардия могла перебегать любого соперника.
Мечтой Анатолия Тарасова было помериться силами с североамериканскими профессионалами. Он был уверен, что его команда сможет на равных сыграть с заокеанскими звездами. Так оно и произошло. Вот только самому Анатолию Владимировичу пришлось смотреть эти игры по телевизору. Накануне легендарной Суперсерии 1972 года руководство советского хоккея сменило в сборной тренерский штаб. Но та команда, поразившая Америку и награжденная уважительным титулом Красная машина, все-таки была «тарасовской».
«Папа нашего хоккея. Он самый-самый, как сейчас говорят, крутой», – указал двукратный олимпийский чемпион Борис Михайлов.
«Отцом русского хоккея» мэтра назвали и на страницах Британской энциклопедии. И это на самом деле так. Основоположник победных традиций открыл огромное количество звезд планетарного масштаба, которых по сей день знают и уважают во всем мире. А детский турнир «Золотая шайба», учрежденный великим тренером, всегда считался главной кузницей талантов отечественного хоккея.
Подробнее в сюжете: Хоккей