«Самка гориллы из каучука» – видано ли, но это отзыв на шедевр французского художника Эдуарда Мане. Так один из критиков охарактеризовал изображение обнаженной женщины на картине «Олимпия». В 1865 году на выставке полотно не обсуждал только ленивый: «бородатая женщина», «желтопузая одалиска», «кожа, как у трупа». Судьба картины оказалась предречена – «Олимпия» почти четверть века провела в недоступной для посторонних мастерской Мане. И только потом эксперты заявили – «да это же шедевр!». В мире есть много примеров, когда произведения ждут «выхода в свет» годами. Кому стал неугоден Рубенс и чем насолил Илья Глазунов? О судьбе «запрещенного искусства» расскажет корреспондент «МИР 24» Валентина Бекшаева.
В доме художника Рубенса в Антверпене активисты сняли иронический ролик. Это их ответ на то, что известная социальная сеть забанила «оскорбительный» контент, а именно – картины Рубенса.
Обнаженные тела чаще всего попадают под цензуру. И еще задолго до появления всемирной паутины смотреть на такие произведения искусства попросту запрещали. Эдуарда Мане не приняли даже на альтернативной выставке, где его картину «Завтрак на траве» обругали за изображение голой дамы.
Оскорбительной публика 19 века признала и «Олимпию». Натурщицей была известная куртизанка, любовница Наполеона Бонапарта. Со всех сторон кричали – «порнография». И лишь к середине 20 века полотно заняло почетное место в мире искусства. Именно ради этой картины выстраиваются очереди в парижском Музее Орсе.
Запрету подвергался итальянский художник Амедео Модильяни. Его серия картин с обнаженными дамами в 1917 году вызвала негодование граждан Парижа. Выставку тотчас закрыли, а статус шедевров у этих работ появился после смерти художника. Кстати, одна из картин «Лежащая обнаженная» была продана за 157 млн долларов.
В пух и прах раскритиковали и русского живописца Николая Ге за картину «Что есть истина?». Внимание художника сфокусировано на фигуре Понтия Пилата, а не Иисуса. Разве так можно? Если когда-то ее срочно удалили с выставки, то сегодня она – ценный экспонат Третьяковки.
И не только высоконравственная публика решает судьбу предметов искусства. В творчество художников также любила вмешиваться власть. Яркий пример – «Мистерия 20 века» Ильи Глазунова, написанная в 1977 году. Удивительно, но эскиз к будущему шестиметровому полотну был сделан на спичечном коробке. Но законченное произведение публика так и не увидела.
«Говорили, что Глазунову за это статья светит. Ведь он изображал Солженицына, которого недавно выслали из страны рядом с героиней романа «Матренин двор», Сталин в кровавом гробу, Ленин в образе какого-то тирана и над всем этим Христос. То есть картина не была понята советской властью, и это было очень смело для художника», – отметила главный хранитель галереи И. Глазунова Полина Шабанова.
Взгляд Глазунова на события целой эпохи оказался неприемлемым. Ему рекомендовали исправить портрет Солженицына на Брежнева, но художник этого не сделал. Картина навсегда покинула Россию и до сих пор находится в Германии, в частной коллекции.
В то время итальянский журнал выпустил статью с заголовком «Апокалипсис скандала» – картина, которую никогда не увидят русские. Художник поплатился не только своей работой, но и свободой. Глазунова сослали в Сибирь на несколько месяцев. И только в 1999 году мастер написал второй вариант «Мистерии» и дополнил полотно описанием событий прошедших десятилетий.
Еще одно событие, которое в советское время потрясло культурное общество, – Бульдозерная выставка. 15 сентября 1974 года на окраине Москвы на пустыре в Беляево неофициальные художники выставили свои картины под открытым небом. На поле их встретили милиционеры и рабочие на больших землеройных машинах.
«Бульдозер стал двигаться на художников. Есть воспоминания, что картины, которые художники принесли и держали в руках, попадали под эти машины. На ковше повис художник Оскар Рабин, один из лидеров этой группы. Эти работы не подразумевали никакой угрозы. Единственное, что радикально вызывало противоречия - вещи какие-то очень авторские, где-то экспрессивные совсем, не совпадающие с канонами соцреализма», – пояснила искусствовед Мария Доронина.
Это был отважный шаг в борьбе за легализацию нонконформистского искусства. Как первый глоток свободы после продолжительных выставок «на кухне». И хоть многим авторам тогда пришлось эмигрировать из страны, сегодня на лидеров «запретного искусства» – концептуалистов – ориентируются современные художники.
Сегодня то, что запрещали 44 года назад, стало историей. И чтобы о Бульдозерной выставке точно не забыли, у Государственного центра современного искусства в Москве установлено напоминание: бульдозерный нож в натуральную величину. Холодный и железный, но больше не причиняющий вред творчеству художников-авангардистов. Это лишний раз доказывает, что запреты на искусство только вызывают к нему интерес и делают бессмертным.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»