16:57 19/12/2018

Амбициозный проект Маска: решат ли подземные туннели проблему пробок

В Лос-Анджелесе открыли первый скоростной подземный туннель. Подземная дорога длиной 3,5 километра пролегает под южным пригородом Лос-Анджелеса. В презентации принял участие ее разработчик, американский миллиардер Илон Маск. Внутри туннеля перемещаются специальные платформы на электротяге. Проектная скорость движения в туннеле – 240 километров в час. В будущем по туннелю будут ездить электромобили с выдвижными боковыми колесами. Скоростной туннель задуман как альтернатива наземному транспорту и метро. Решат ли подобные туннели проблему пробок, рассказал генеральным директором федерального информационного агентства «Строительство» Александром Гусевым.

Илон Маск открыл скоростной туннель. Это, как всегда, шоу, приглашенные гости. И он рассказал о будущем проекте. Насколько это изобретение уникально?

Гусев: Оно уникально прежде всего потому, что это новое, а все новое всегда кажется уникальным, особенно в первое время. Точно так же уникальным был первый паровоз или первый автомобиль, которые были страшно дороги и мало кому доступны. Но пройдет 20-30 лет, никакой уникальности не будет, потому что это будет иметь массовый характер. Вопрос только в том, что Маск пошел в направлении развития пассажироперевозок, а Европа, в том числе Россия, пошла немного по другому направлению, разрабатывая технологии по доставки грузов.

Такие же технологии?

Гусев: Да, такие же, но по доставке грузов. Это Чехия, это Германия, это Австрия, Англия и Россия. В нашей стране назвали эту технологию «товарное метро». Посколько большинство машин, которые наполняют наш город, это грузовые машины. Большая машина везет груз в один килограмм – это же не дело! Поэтому над этим сейчас работают очень вплотную. Кстати, россияне начали работать немножко раньше, чем Илон Маск: наши в 2012 году, а он в 2013-м.

А если говорить о подобных туннелях. Вот есть некий мегаполис. Под ним нужно проложить новые туннели, которые будут обеспечивать это движение. По факту это новая инфраструктура. Но это ведь отдельная строительная задача, очень тяжелая…

Гусев: С одной стороны, она кажется тяжелой, но, с другой – она на самом деле не такая тяжелая, потому что строительство туннелей намного тяжелее, поскольку они в объеме работ выполняемых намного сложнее, чем то, что предлагает Маск. Он предлагает делать капсулу в трубе, туда садятся люди, как бы едут.

Там специальное устройство, в которое ставится машина. Устройство контактирует с поверхностями, и машина проскакивает на скорости большое расстояние.

Гусев: Это эксперимент для показа. Но в будущем они планируют делать передвижение людей в капсуле, потому что так намного экономичнее, скорость быстрее и безопаснее. Это разновидность общественного транспорта. А мы в капсулах планируем, так же как и Европа, доставлять грузы. Но пока мы можем это делать внутри одного дома или между рядом стоящими домами, а между городами – пока нет.

Вы говорите, что сама прокладка туннелей – штука достаточно сложная и затратная. Говоря о затратах, демонстрационный туннель в три километра, по словам Маска, обошелся в 10 млн долларов. Это много или мало? А может, он не все расходы раскрывает?

Гусев: Это условная цифра. Наверняка там нет стоимости работ по проектной подготовки. Вполне возможно, он имел в виду стоимость строительных материалов. А если же все учесть, то это будет значительно дороже.

А насколько?

Гусев: В разы.

То есть можно смело умножать на два или на три?

Гусев: Я думаю, что даже больше.

Продолжение интервью смотрите в видеоролике.