Праздничные зимние гуляния в Молдове начинаются еще в середине декабря и длятся больше месяца. Святочные дни по традиции открывают день Андрея Первозванного, а завершает череду зимних гуляний Крещение. В Молдове в праздники принято устраивать шумные представления, ходить с колядками по селам и гадать.
День святого Андрея Первозванного издавна связывали с мистикой. В Молдове существует поверье, что с 12 на 13 декабря в дома стучится нечисть. В старину это праздник называли днем волка: по легенде он воровал зверей, а нечисть проникала в дом и приносила его жителям несчастье. Чтобы уберечь себя и близких от злых сил, сельчане до сих пор натирают чесноком дверные косяки, оконные рамы и даже помещения для животных.
«Так говорили наши бабушки и прабабушки, это передавалось из поколения в поколение. И мы до сих пор в это верим. Прорисовывая чесноком крест, мы отгоняем злых духов, чтобы они не проникли в дом и не нарушили покой. Нечисть чеснока боится. Поэтому смазывать нужно хорошо», – рассказала жительница села Тринька Нина Урсан.
Уберечь домашний очаг от нечисти должны именно женщины, поэтому в этот день им отводится особая роль. В доме переворачивают все горшки вверх дном, а по двору разбрасывают хлеб для того, чтобы задобрить злых духов. Отвадить нечистую силу сельчанки пытаются неспроста. В ночь на святого Андрея принято гадать. На языческий обряд и слетаются злые духи, а святой Андрей их отгоняет. В Молдове святого почитают как покровителя незамужних девушек.
«Легенду мне рассказала моя прабабушка. Святой Андрей был рожден от матери, которая не очень-то и мечтала о ребенке. Она бросила его в озеро, желая ему смерти. Малыша спасли молодые девушки, проходящие мимо. Они отнесли малыша знахарке. Та выходила его травами и заговорами. Так вырос мужественный парень, который приносит удачу молодым девушкам», – рассказала жительница села Тринька Елена Рэзлюк.
Красавицы на выданье верят, если погадать накануне дня Святого Андрея, все сбудется. В эту ночь они узнают, кто первой замуж выйдет, сколько детей родит, каким будет суженый.
В ночь на святого Андрея сельские женщины собираются у самой старшей жительницы села на посиделки. По-молдавски этот обычай называется «шэзэтоаре». Самая опытная хозяйка учит молодых незамужних девушек ворожить на суженого. Одно из самых веселых гаданий называется «лепешка». В полночь девушки собираются у колодца и каждая набирает из ведра в рот ледяной воды. Задача не простая: донести до тарелок воду и не проронить ни капли. Затем ее нужно смешать с равным количеством муки. Получившуюся лепешку девушки бросают дворовой собаке.
«Мне бабушка рассказывала, что когда она была такой как я, с подружками они делали такие лепешки, а потом давали их собаке. Чью лепешку собака съедала первой, та первой выходила замуж», – вспоминает Феличия Колесник жительница селаТринька.
В селе гадают и на шерстяных нитях. Их девушки продевают в ушко иголки, а саму иглу втыкают в дверной косяк. Овечью нить поджигают, чья сгорит первой, той и ждать в скором времени свадьбы.
Сельчанки любопытны, поэтому в ночь на святого Андрея хотят узнать не только о замужестве, но и о детях. Для этого используют свечи и глубокую миску с водой. Сколько капель воска накапает, столько детей и будет.
«Мне в моей молодости выпало три капли воска, это значило трое детей. И я тогда думала, ну не может быть. Ладно двое, но чтобы трое. Но нет, спустя годы все сбылось. Мы даже встречали с подругами и обсуждали это – у каждой столько детей, сколько нагадали в ночь на святого Андрея», – рассказала жительница села Тринька Елена Косташ.
В ночь на Святого Андрея развлекаются не только девушки, но и парни. В кромешной темноте они воруют ворота. Во многих молдавских селах до сих пор есть обычай – снимать с петель калитки у домов, где живут девушки на выданье. Воруют калитки у самых красивых сельчанок. Железные врата тихо волокут по самым темным улочкам, чтобы оставить на окраине деревни. Чтобы вернуть ворота, девушка должна угостить парней вкусными блюдами.
Рождество в Молдове отмечают и по старому и по новому календарю. Так что первые колядки проходят уже в ночь на 25 декабря. Существуют сотни вариантов четверостиший и баллад. Однако сколько их всего, сказать не могут даже фольклористы. Новые четверостишия сочиняют каждый год. Одно остается неизменным – это атрибуты –палки-посохи, кнуты, трещетки, гармошка, молдавский флуер. Колядующие громко кричат урэтуры и стригэтуры – это заводные четверостишья, с пожеланиями счастья и удачи в Новом году.
«Каждый год мы ждем колядующих, это как благословение для дома. Они приходят с позитивной энергетикой, желают счастья и здоровья нам, хозяевам. Это большая радость. Если в дом пришли колядующие- значит, весь год будет сопутствовать удача», – пояснил житель села Голень Андрей Оборок.
Молдавские колядки тесно связаны с земледелием и животноводством. Ряженые бродят по улицам и предрекают хороший урожай, большое поголовье скота и полные снопы золотой пшеницы.
В руках колядующих даже есть плуг, украшенный калачами и лентами. Кнутом колядующие хлыщут о землю – с каждым ударом прогоняют беды от дома хозяев.
«Когда я вырасту, я тоже буду колядовать. Это наш обычай, и мы должны его сохранять и передавать от старшего поколения младшему. Мне очень нравится желать людям счастья, сеять и петь песни», – говорит жительница села Ченак Диана Гросу.
Один плуг обязательно украшен маской животного. В центральной зоне Молдовы это олень. Крупный и мелкий рогатый скот издавна считался символом плодородия. Эти животные ещЕ столетия назад стали главными героями молдавских колядок.
В молдавской глубинке сохранились старинные обряды: христианские верования переплетаются с культом животных. Во главе праздничных шествий всегда идет тотемное животное. В одних селах почитают козу, в других задабривают медведя, чтобы он не набедокурил в крестьянских дворах. В селе Крокмаз, что на юге Молдовы, любят лошадь: местные жители сравнивают себя с этим трудолюбивым животным. «Крокмаз» переводится с тюркского как смелый. Говорят, что во времена турецкого господства здесь жили самые отважные воины, а выигрывать сражения им помогали быстрые и выносливые кони. Скакунов восхваляют в колядках и сегодня. Правда, с юмором.
«Мы охраняем лошадь. Это священное животное. Во время шествия она всегда идет по центру. Мы отгоняем от нее все плохое. Стараемся, чтобы ее никто не утащил, не обидел и тем более не украл», – рассказал житель села Крокмаз, Ион.
Это настоящее театрализованное представление. Праздничное шествие возглавляет парень, переодетый в коня. Офицеры и сержанты охраняют лошадку от преступников. Есть среди ряженых есть врач, он вылечит кобылку если она заболеет, а цыганка отведет порчу и сглаз. Особая роль отводится звонарям: они сообщат селу в случае если лошадь пропадет.
«У нас несколько вариантов инсценировки. Иногда лошадка просто танцует, иногда по сценарию она заболела, и ее лечит врач. Главное, что в итоге она все равно веселая, жизнерадостная, скачет и гарцует»,- говорит Ион Бондарь, житель села Крокмаз.
Обязательное правило каждого дома – тотемных животных хозяева угощают лакомствами: яблоками, орехами и сладостями. А остальным ряженым дают деньги.
Морковью и орехами задабривают козочку, в переводе на молдавский «капру». Так называется еще один рождественский ритуал в Молдове. Издавна коза являлась символом рождения и смерти. В доме, куда придет ряженая коза с обрядовыми танцами, обязательно будет приплод.
«Коза – это животное, которое охраняет семью. Это кормилица семьи. Это и творог, и молочко и шерсть. К Кому в дом коза зайдет, тот счастливым будет», – рассказывает жительница села Толмаза, Валентина.
Только на юге Молдовы существует несколько разновидностей этого шествия. Самая распространенная колядка о веселой козе, которая радовала деда и бабу, была настоящей гордостью двора. Костюм Капры соткан из белых ниток и напоминает лоснящуюся шкуру козы. Маска-морда животного выточена из дерева – это оживляет образ.
«По сценарию козочка упала в обморок, потому что не хотела, чтобы ее продавали другим хозяевам. Она не хотела ни сахара, ни меда. Но стоило позвать ей доктора, она тут же ожила. Вот такая история. И в новом году все вокруг так же оживет», – рассказывает жительница села Толмаза, Валентина.
В зимние праздники в Молдове не только шумно колядуют. Самые трогательные колядки – это лирические песни о рождении Христа. Этот пласт молдавской культуры оберегает православная церковь. В Сочельник начинаются самые большие шествия колядующих.
О рождении Иисуса Христа как нельзя лучше рассказывает религиозный обряд «Стяуа» – это шествие с Вифлеемской звездой. В рождественскую ночь дети ходят по селу и поют мелодичную балладу о том, как на свет появился Христос. На звезду ряженые крепят икону Божьей Матери и благодарят ее за чудо.
«Звезду и костюмы мы готовим заранее. Выбираем и того, кто возглавит шествие и будет нести ее – это большой почет. Тот, кто звезду несет, считается самым сильным. Звезда должна быть красивой, серебристой, чтобы ее видно было», – говорит Егор Сырги, мальчик возглавляющий шествие.
Не принять шествия со звездой в своем дворе – большой грех. Хозяйки выносят столы с угощением прямо на улицу, благодарят детей за колядки.
«В первую очередь, для колядующих готовим выпечку нашу молдавскую – плацынды, крэчунеи – рождественские плетенки. Угощаем детей фруктами и сладостями. Если к тебе в дом пришли с таким обрядом, это настоящее благословение», – говорит хозяйка дома Александра.
В одном из сел Молдовы до сих пор можно увидеть воочию уникальный религиозный обряд, который называется «Краи», что в переводе означает «Волхвы». Это целая театральная постановка о мудрецах, которые прибыли в Иерусалим с Востока. Они первые принесли весть о том, что родился Иисус Христос, и одарили его золотом, ладаном и смирной. В шествии участвуют только мужчины, облаченные в золотистые балахоны, расшитые узорами.
«Волхвы спасли младенца, принесли младенцу дары: золото, ладан и смирну. Они не стали исполнять приказ ирода. Этот обычай передали нам наши предки. Конечно, раньше нарядов из таких богатых тканей не было. Все было намного проще. Но длинные одеяния были всегда. С этим обрядом и сегодня ходят вплоть до Крещения», рассказывает житель села Павел Сурду.
Есть еще одна старинная колядка, которая известна молдаванам с 16-го века – легенда о Маланке. Так звали прекрасную принцессу, за которую боролись лучшие мужчины. Во времена турецкого господства турки забрали девушку в рабство. Шествие «Маланка» в каждом селе Молдовы проходит по-своему: одно неизменно общее – участвуют только мужчины, правда разных возрастов. В некоторых селах с Маланкой ходят маленькие мальчики. Детей наряжают в причудливые костюмы – они чем-то напоминают офицерскую форму. Эполеты и аксельбанты сделаны из яркой цветной бумаги, а на груди крест на крест расположены ленты.
«Когда турки забирали в рабство самых красивых женщин, мужчины были готовы воевать до последнего вздоха. Отвоевывать то, что принадлежит им. В Маланке говорится именно об этом. Император приказывает армии вернуть принцессу Маланочку и всех женщин домой», – рассказывает Лариса Малерчук, жительница Единец.
На смену мальчикам, вечером с Маланкой выходят взрослые мужчины. Правда, легенда здесь совсем другая: в ней больше юмора и абсурда. Царская гвардия – это сельчане, одетые в гусарские мундиры, турецкие кафтаны и фески, украинские шаровары. За сердце принцессы они сражаются на бутафорских саблях, топорах и копьях.
«Я Козачий атаман-Пан атаман Грициан Таврический. Я вооружен саблей, острой, острой. А погоны старшего лейтенанта», – говорит один из ряженых.
«А я – турок, на голове феска, в руках – сабля», – говорит другой.
Ряженые ведут невесту, охраняют царскую дочь. В принцессу переодет молодой парень: на голове пышная фата, на ногах белые туфельки. С невестой танцуют и развлекают ее.
«Платье у меня от кутюр, в Париж за ним ездила. А маникюр под цвет глаз. Мы приносим праздник и веселье в каждый дом. Если за ночь все село обойти, накалядуем приличную сумму – 10 тысяч леев», – говорит житель села Голень Иван, переодетый в невесту.
«Наша маланка юморная, она посвящена дружбе народов, проживающих на нашей земле, в нашем селе. У нас всегда жили люди разных национальностей: болгары, украинцы, гагаузы, молдоване», –говорит Ольга Даричук, жительница села Голень.
С колядками и театрализованными представлениями ряженые ходят по селам вплоть до Крещения. Сельчане верят, что все, что желают ряженые в колядках, обязательно сбудется. По весне увеличится поголовье скота, а по осени все дружно соберут хороший урожай.
Фото: МТРК «Мир»
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: