11:45 23/12/2018

Премудрая или Прекрасная: какой была русская красавица из сказок

Фото: Шеметов Максим © ТАСС

Если актерам выгодно иметь статус секс-символа, то русские красавицы из сказок предпочитают сохранять девственность. Для этого Василиса Премудрая, например, придумывает сложные испытания для жениха и в тайне желает, чтобы он их не прошел. А все потому, что вместе с девственностью она лишится своих магических способностей. Но в фольклоре существует не одна Василиса-невеста. Есть ее тезка  Василиса Прекрасная. Чем одна отличается от другой, и какое качество ценнее – красота или ум? Ответы в рубрике телеканала «МИР 24» «В гостях у сказки». 

Советский школьник Митя Сидоров сильно бы удивился, узнав, какая она, настоящая Василиса. Само имя на Руси появилось не раньше 13 века. Красавица-волшебница фигурирует в нескольких сказках. Но иногда она Василиса Прекрасная, а иногда – Премудрая.

«Первый сюжет про падчерицу, которая страдает от своей мачехи. Такой образ есть во многих фольклорных традициях по всему миру, и у нас он появился в образе Василисы Прекрасной. А Василиса Премудрая – это образ такой невесты, которая предлагает своему будущему мужу пройти ряд испытаний либо помогает с этими испытаниями справиться», – рассказал филолог Борис Орехов.

Василису Прекрасную, дочь купца, многие сравнивают с Золушкой. Она тоже пытается избавиться от ежедневного труда и злой мачехи. После приключений у Бабы-Яги, Василиса получает волшебный череп и испепеляет им врагов – явная отсылка к язычеству.

А вот Василиса Премудрая обладает магическими способностями и может превращаться в животных. В сказке «Царевна-лягушка» Василиса предлагает Ивану-царевичу пройти сложные испытания. И этот сюжет – один из самых популярных, где встречается образ русской красавицы. Его некоторые филологи трактуют с неожиданной стороны. Оказывается, испытания – это прямая связь с девственностью красавицы. Если царевич выполнит все задания, то Василиса Премудрая лишится невинности, а заодно и магических способностей. В кукольный спектакль «Царевна-лягушка» такой смысл, конечно, не вкладывают.

В спектакле, как и в сказке, Василиса сбрасывает лягушачью шкурку и предстает писаной красавицей. В постановке Московского театра кукол – это подвижная кукла, пластичная, как человек.

«Прекрасная она, во-первых, потому что вряд ли Кощей выбирал себе кого попало. Премудрая, потому что она все-таки верит в себя. Она с волей, характером – такая крепкая барышня», – рассказала актриса Московского театра кукол Анна Антонова.

Одним из первых художников, кто воплотил в живописи образ русской красавицы, был Николай Рерих. Его Василиса Премудрая собирает «добрые травы». Художник написал картину в 1941 году, когда жил в Индии. С одной стороны, девушка изображена абсолютно в бытовой сцене, но в то же время окутана тайной.

«Травы клонятся в одну сторону, а Василиса Премудрая клонится в другую сторону, собирает эту траву. В руках у нее корзина, облачена она в костюм русской царевны с венцом на голове, плат, который закрывает голову и шею. Эта женщина вышла рано утром для того, чтобы собрать травы для своих близких», – поделился директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев.

Исследователи русских сказок считают, что Василиса – это собирательный образ, и имя у нее может быть совершенно другим. Например, в сказочном сюжете о Варваре-красе девушка живет у Морского царя, превращается в различных животных и также испытывает своего жениха. А если не выполнит он ее условия, ему грозит смерть. Так что приставки – Прекрасная или Премудрая – не так важны. Они совершенно не означают, что одна Василиса только красивая, но глупая, а другая – наоборот. Но стоит заметить, что в мультфильмах и кино прижилась именно Василиса Премудрая.

Какой бы не была Василиса – Премудрой или Прекрасной, она всегда смелая, сообразительная и сама может победить любое зло. При этом в конце сказки волшебница оказывается при муже, а иногда и на троне.