Она сжигала дома, но каждый раз оставалась целой. Репродукции картины «Плачущий мальчик» итальянского художника Бруно Амадио приобрели дурную славу к концу 20 века. Тайной окутана история с кого и как писался портрет. Есть версия, что на нем изображен сын художника, перед которым тот зажигал свечу, а он плакал. И в результате однажды выпалил: «Гори ты сам!». Именно с этого и началось действие проклятия. Дома, где находились репродукции картины, горели, а картина оказывалась невредимой. А, может, это просто выдумки? Они и спровоцировали бешеный спрос на копии «Плачущего мальчика» в Великобритании. Мистический ужас сегодня вызывают десятки картин великих художников. В том числе, и русских живописцев. Откуда взялись суеверия, и где грань между потусторонним и реальным – расскажет корреспондент «МИР 24» Валентина Бекшаева.
Страшнее ее не найти. О картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван» было огромное количество негативных отзывов. В 1885 году художник вызвал негодование даже императора Александра третьего. А когда картина все же оказалась на выставке, то вызвала у посетителей приступы истерии и галлюцинации.
Добавили масла в огонь еще несколько фактов. Натурщик, с которого Репин писал царевича Ивана, спустя три года сошел с ума и покончил с собой. Это был литератор Всеволод Гаршин. А художник Мясоедов вскоре чуть не убил в приступе гнева своего сына Ивана. Картина странно действовала и на зрителей. Первое нападение на произведение произошло в 1913 году. С криком «довольно крови» иконописец Абрам Балашов распорол полотно ножом. Повторилась история весной 2018 года: посетитель Третьяковки схватил стойку ограждения и бросил в картину. Реставрация идет до сих пор.
«Эта картина действительно поражала людей своим повышенным психологизмом, который действует на эмоционально уязвимых людей, это несомненно так. И современники Репина были поражены таким количеством крови. Сегодня люди немного другие, и количеством крови уже никого не удивишь, но эмоциональное воздействие этой картины продолжается.Это лишь подтверждает мастерство художника», – отметила заведующая отделом живописи второй половины 19 – начала 20 века Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
Позировать художнику опасно, а портрет забирает душу. Именно так считала мама Васи, того самого мальчика, который изображен на картине «Тройка» Василия Перова. Вскоре после завершения работы над полотном, опасения женщины оправдались – мальчик умер. Неприятная история связана и с портретом дочери мистика Ивана Лопухина – Марии. После позирования художнику Владимиру Боровиковскому, девушка умерла от чахотки. Салонные сплетницы поговаривали, что десять дворянок на выданье погибли от одного взгляда на эту работу. Писать портреты с живых людей – опасно, так считали в далеком прошлом.
В Древнем Египте, к примеру, рисовать человека можно было только после смерти. Удивительно пророческим стал автопортрет румынского художника Виктора Браунера. В 1931 году художник-сюрреалист изобразил себя с вырванным глазом.
«В 38-ом году в баре в компании знакомых людей неожиданно происходит драка. Как описывают современники, совершенно непонятно было, почему возник конфликт. В этой драке Виктору Браунеру вырывают глаз, и когда он окровавленный поднимается с пола, его соратники видят его точно таким, каким он изобразил себя семь лет назад на автопортрете», – говорит директор московского архива нового искусства Елена Куприна-Ляхович.
Работа над картиной, зачастую, отнимает не только силы художника, но и его здоровье. Полотно «Демон поверженный» Михаил Врубель, словно одержимый, продолжал писать, даже когда картина уже висела в Третьяковской галерее. В то время у мастера был трудный период – умер сын. Восстановить пошатнувшееся здоровье Врубель так и не смог. И спустя несколько лет он скончался от прогрессивного паралича.
Окутан мистикой и «Плачущий мальчик» итальянца Бруно Амадино. По слухам, художник зажигал свечу перед ребенком, чтобы тот плакал. А в домах, где висели репродукции этой работы, вспыхивали пожары. При этом сама картина всегда оставалась нетронутой.
На странные обстоятельства жаловались и владельцы картины «Руки противятся ему» Билла Стоунхэма. Кукла, как утверждал мастер, – проводник в мир снов. Видимо, не самых добрых. Владельцы жаловались на плохое самочувствие, им виделось, что изображение меняет формы.
Некоторые исследователи связывают мистику вокруг картин с биографией самих художников. Чем трагичнее судьба мастера, тем больше легенд вокруг его творчества. Так или иначе, шедевры, от которых бегут мурашки и хочется отвести взгляд – существуют. Вот такая сила искусства, хоть и не всегда с положительным эффектом.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»