Одним из знаковых персонажей эпохи перемен стал Константин Кинчев – бессменный лидер группы «Алиса» – 35 лет на сцене. Уже в ближайший вторник Кинчеву исполнится 60 лет. Как время изменило человека, ставшего живым воплощением русского рока, попыталась понять корреспондент «МИР 24» Ярославна Фролова.
Фанатов «Алисы» и Константина Кинчева грозно называют армией, но они, скорее, рок-коммуна. Внутри – семьи, которых объединила музыка. Ситневы познакомились под «Веретено», поженились под «Небо славян». И хорошо помнят, как Кинчев начал петь на своем языке.
«Советский Союз, начало перестройки. Разруха, развал. Очень плохо все было. Люди жили бедно. Людям хотелось чего-то нового. Наверно, «Алиса» была тогда глотком свежего воздуха, потому что она давала людям какие-то революционные идеи», – вспоминает фанат группы Дмитрий Ситнев.
Революция – в каждой песне, в каждом альбоме. Названия – соответствующие: «Энергия», «Блок ада», «Шабаш». Кинчев пел «для тех, кто свалился с луны». Пел гимнами, которые будили советских граждан.
17 ноября 1987 года в Юбилейном проходил масштабный концерт группы «Алиса». Зал был битком. Перед выступлением солист Константин Кинчев поссорился с работниками милиции. После разозленный музыкант выступил с такими словами: «Следующая песня посвящается иностранным гостям, если они есть в зале, а также ментам и прочим гадам». Через неделю в газете «Смена» вышла статья «Алиса с косой челкой», где Кинчева обвинили в пропаганде нацизма.
Потом из «рокера-революционера» он превратился в «рокера-анархиста» – сам себя так называл. Но анархиста с вполне определенными политическими взглядами: ярый противник коммунизма, он старался предотвратить возвращение к прошлому.
В 1996-м группа отправилась в концертный тур в поддержку предвыборной кампании Бориса Ельцина: «Голосуй или проиграешь». Да, деньги платили, но главной была идея.
Свою симпатию музыкант и первый президент России даже скрепили «рокерской козой». Жизненный путь привел Кинчева к православию. Духом напитался в Иерусалиме. Вернулся домой, решили креститься. В 2010-м даже вошел в Патриарший совет по культуре. В музыке – все меньше агрессии, больше лирики. Фанаты замечают – Константин Кинчев не просто становится спокойнее, он примерят на себя роль патриота.
Те, кто остался с Кинчевым менялись вместе с кумиром. У фотографа Сергея Петрова ностальгия по временам фанатской юности вылилась в проект. Он нашел преданных «алисоманов». Многие сменили кожанки на пиджаки.
«Если взять некоторые его песни, он вне времени. Проходит цикличность, а некоторые песни становятся опять актуальны, хотя сочинил он их достаточно давно», – отметил фотограф Сергей Петров.
В 2018 году «Алисе» исполнилось 35 лет. Юбилейный концерт прошел в Санкт-Петербурге. Кинчев снова собрал полный зал.
«Перед нами был взрослый человек. Он был с сыном. Мальчишке 9-10 лет. Он пел все песни, и так откровенно, так задорно, что он понимает. Для себя понимает», – рассказал музыкант Сергей Галанин.
«У него есть отличные слова из одной его песни, которые я всегда повторяю: «Рок-н-ролл – это не работа, это прикол». Константин Евгеньевич, ты прав на все сто, брат, на все сто», – признается музыкант Гарик Сукачев.
«Важна моя публика, армия «Алисы». Все остальное по барабану, вообще. И дело наше безнадежное. Потому что рок-н-ролл мертв, а я еще нет», – заявил Константин Кинчев.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе