Казахстанская картина «Айка» претендует на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Эта история, в общем-то, не требует перевода – судьба мигранта. С авторами «Айки» встретилась корреспондент «МИР 24» Ксения Крихели.
Двадцать минут зал аплодирует стоя. Публика не отпускает режиссера Сергея Дворцевого и актрису Самал Еслямову – исполнительницу главной роли в фильме «Айка». Кажется, к такому успеху она не готова – это ее вторая роль в кино, а уже есть победа. Казахстанская актриса лучшая на Каннском фестивале – «Золотая пальмовая ветвь» за лучшую женскую роль.
«Впервые в истории Каннского фестиваля появилась актриса с просторов СНГ. Ни одна актриса не получила, мне это страшно приятно. Этого, может быть, не будет уже сто лет. Это, например, как Нобелевскую премию получить писателю – это удивительно», – сказала кинокритик Диляра Тасбулатова.
«Я нигде не работала, только посвятила себя этой картине и этой роли», – поделилась актриса Самал Еслямова.
Фильм «Айка» рассказывает о судьбе мигрантки из Кыргызстана. Главная героиня пытается выжить в Москве, но с работой не ладится, поэтому она становится нелегалом, всем задолжала. Бандиты обещают покалечить и убить ее сестру. А тут – ребенок. Выход видит только один – бросить сына в роддоме.
«Она все равно понимает, что ребенок – это есть самое главное вообще в жизни человека. Такого же мнения и я придерживаюсь», – сказала Еслямова.
«Айку» режиссер Сергей Дворцевой задумал еще восемь лет назад. Идею подсказала жизнь.
«Он узнал о том, что девушки из Кыргызстана бросили больше 200 детей. Это его впечатлило. И он начал писать сценарий», – призналась актриса.
Работа шла шесть лет. Вместо декораций – заснеженные московские улицы. Принципиальная монохромность. Если сцена казалась неточной, то начинали заново. Со временем не считались. Даже на Каннский фестиваль привезли черновую версию. Так что в конкурсную программу картину добавили в последний момент. Сыграли в «Айке» не только профессиональные актеры. Есть среди них и мигранты, и настоящие врачи. Жизнь, как она есть.
«Когда ты вдруг видишь, что вроде бы ничего не происходит, сначала просто актеров, а потом в какой-то момент видишь, что это уже не актеры, это уже настоящие люди», – говорит режиссер Сергей Дворцевой.
И только Самал Еслямова выпускница ГИТИСа.
«Самал – одна из тех актрис, которые метафизичны, которые владеют техникой, но знает, что эту технику не надо выпячивать. Она делает так, что эту технику не видно вообще. И вот тогда для меня это высший пилотаж», – добавил режиссер.
Высшего пилотажа режиссер порой добивался безжалостно. Прежде чем снимать, заставлял актрису бегать.
«Надо было, чтобы мой персонаж был измотан и физически. Получается, что ей больно, но не так-то просто, чтобы не максимально усталость была, а на восемьдесят процентов усталости, чтобы двадцать процентов оставалось для того, чтобы я могла идти точно по заданному курсу режиссера», – поделилась Еслямова.
А ведь даже родители Самал не могли предвидеть такого успеха дочери. Режиссеру Сергею Дворцевому пришлось уговаривать их позволить ей сниматься.
«Я говорю, что не отпущу, потому что она у меня единственная. Он говорит, что у вас уже есть дочь, она уже отрезанный ломоть – есть дети, уже своя семья. Он говорит, что я вам обещаю, как матери, она будет сниматься, и никто ее никогда не обидит. Он обещание свое выполнил», – рассказала мать Гульмайра Еслямова.
В Казахстане «Айку» уже видели на больших экранах. В России фильм Дворцевого в прокат выходит в середине февраля. Кино авторское, но для людей и про людей.
«Главная мысль этой картины – это сочувствие к малым сим. О сочувствии, о милосердии, о любви к малым сим, о христианской великой любви, о любви, хотя никакой любви там нет», – уверена Диляра Тасбулатова.
Сюжет универсальный, поэтому не только Канны. Уже в феврале «Айка» может получить «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе