Народному артисту России, ректору Академии русского балета имени Вагановой Николаю Цискаридзе исполнилось 45 лет. О творческом пути артиста – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Евгении Булатовой.
Свой день рождения Цискаридзе привык отмечать на сцене. Иронично называет себя «главным Щелкунчиком страны». Почти 20 лет он выходил 31 декабря на подмостки Большого театра в партии принца.
«Я вхожу в тот возраст, когда придется через каждые пять лет справлять юбилей. Но мне очень повезло, я родился в такой день, когда юбилей по-настоящему мне не удастся справить никогда. Когда все будет растягиваться в течение года», – рассказал артист.
«Лебединое озеро», «Жизель», «Корсар» – в классических спектаклях Большого Цискаридзе с блеском танцевал ведущие партии. Специально для него и Илзе Лиепы Ролан Пети поставил «Пиковую даму».
«Мы работали всегда творчески. Когда мы делали «Пиковую даму», мы были с ним такие два заговорщика, придумывали, фантазировали. Настраивали механизм, который потом станет спектаклем», – говорит российская артистка балета Илзе Лиепа.
Уникальные природные данные: высокий рост, стройная фигура, пластичность и выразительная внешность. Сочетание, которое, казалось, гарантировало успех. Но только трудолюбие и ежедневная работа над собой сделали Цискаридзе звездой мирового балета.
«С детства он был не просто одаренным, а талантливым, то, что называется впитывающим. Он из тех танцовщиков, которых можно назвать интеллектуалами», – отметила историк балета Янина Гурова.
Пять лет назад Николай Максимович сменил гримерку Большого театра на кабинет ректора Вагановского училища. Первым делом починил крышу исторического здания. Но главное, отмечают критики, смог реализовать себя как педагог.
Новогодние праздники Цискаридзе проводит в Мариинском театре. Правда, уже за кулисами, рядом со своими студентами. На сцене вагановцы по традиции дают «Щелкунчика».