Советский, казахстанский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер Тимур Бекмамбетов в эксклюзивном интервью для программы «Культ личности» на телеканале «МИР 24» рассказал о последней части новогодней франшизы «Елки».
- В этом году вышли последние «Елки». Не тяжело ли прощаться?
Бекмамбетов: Тяжело. Но я родился в Казахстане, и в моей семье есть слоган: «Иди туда, где трава зеленая». Это означает очень многое, и в том числе то, что нужно уметь прощаться, двигаться дальше, искать себя, искать, в чем ты себя можешь выразить, удивить. Для меня эпоха «Елок» закончилась. Нужно идти дальше.
- Герой Ивана Урганта говорит такие слова: «Счастье – это, что ты когда-то потерял, а потом нашел». Что вы нашли для себя в елках?
Бекмамбетов: Мы очень долго стеснялись быть добрыми, нам казалось, что это не модно, не круто. «Елки» – это как раз тот проект, когда мы вдруг рискнули, когда нас потянуло сердцем рассказывать истории про то, что всегда есть надежда добиться своей мечты, если очень стараться. Это такое лекарство от депрессии.
- Получается, что вы благодаря «Елкам» стали более открыты в своей жизни?
Бекмамбетов: Да, конечно. Потому что это не «Ночной дозор» и даже не «Ирония судьбы. Продолжение». Это более наивное и искреннее искусство.
- Формат киноновелл перевернул подход к зрительскому кино? Кто был инициатором этой идеи?
Бекмамбетов: Не буду скрывать, я. Я, наверное, вас удивлю тем, что сама идея фильма, в котором действие происходит в разных городах страны, взята из советского сериала «Противостояние». Он был далеко не про Новый год, это сериал-детектив про преступника, которого искали по всем городам Советского Союза. Именно этот сериал дал мне идею сделать фильм про страну, потому что идея «Елок» – это найти форму, как рассказать про жизнь огромной страны.
- Вы не боялись такой новой формы? А вдруг зритель бы не понял?
Бекмамбетов: Я не боялся, скажу честно. Была замечательная инициатива российского правительства. В 2009 году был создан Фонд кино, который поддерживает национальные фильмы. Средств, которые они нам выделили, хватило на то, чтобы вот так рисковать. Конечно, у меня такой возможности бы не было.
- Скажите, что ожидает зрителей в последней части «Елок»?
Бекмамбетов: Ожидает грусть расставания, светлая грусть. Всегда, когда мы встречаем Новый год, мы провожаем старый. Это как раз те чувства, которые испытывают люди при просмотре фильма «Елки последние». Это удовлетворение, это ностальгия, это прощание со всеми проблемами.
- Многие на форумах спрашивают, герои Светлаков и Ургант, они были изначально как-то прописаны или пробовались другие актеры?
Бекмамбетов: Они были прописаны, другие актеры не пробовались. Был написан сценарий, после этого мы встретились с Ваней и Сережей. С Ваней я был знаком по фильму «Выкрутасы», Сережу тогда не знал. Но так или иначе после «Елок» мы с Сережей уже сняли «Горько».
- А были звезды, которым вам приходилось отказывать?
Бекмамбетов: Да, Филипп Киркоров. Он очень хотел сниматься в «Елках», мы все думали, что в следующий раз. Но так и не сняли.
- Сейчас хотят внести цензуру, что смотреть человеку, что не смотреть. Как вы на это смотрите? И нужно ли это делать вообще?
Бекмамбетов: Я считаю, что на этот вопрос каждое поколение имеет свое мнение. Если спросите меня, которому за 50 лет далеко, я считаю, что нужно, нужно иметь очень точные законы, которые все производители фильмов знают. Но это должно касаться очень узкого количества ограничений. Я думаю, что всегда есть возможность у каждого родителя подать в суд из-за того, что его ребенок пострадал из-за просмотра фильма.
- Тимур, есть ли какие-то традиции, где будете встречать Новый год?
Бекмамбетов: У меня традиций особенных нет, каждый год я встречаю по-разному. Люблю себя удивлять каждый раз. У меня был Новый год, который я встречал в поезде. Был удивительный момент, когда я встречал Новый год на Красной площади. Мы снимали какие-то кадры для фильма. И это был момент, когда я вдруг оказался в Узбекистане. Оказалось, что на Красной площади в 12 часов около 200 тысяч граждан республик Средней Азии.
Тимур Бекмамбетов родился 25 июня 1961 года в городе Гурьев. В 1987 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. Островского. После учебы переехал в Москву, где начал снимать рекламные ролики. В 1993-м представил свой первый фильм «Пешаварский вальс» об афганской войне. В 1994 году картина получила призы на фестивале в Карловых Варах и на Кинотавре. В фильмографии Бекмамбетов – фильмы «Ночной дозор», «Особо опасен», «Елки» и др.
Подробнее в сюжете: Большое интервью