12:39 09/01/2019

Магия зимнего пейзажа Валерия Шкурабо

МТРК «Мир»

Природа - неисчерпаемый источник вдохновения. Александр Пушкин любил осень, и убедил многих, что золотая пора – самая романтичная. Антонио Вивальди сочинил «Времена года» и доказал, что любое из них по-своему прекрасно. Белорусский художник Валерий Шкарубо едва ли будет с этим спорить, но лично для него нет поры года лучше, чем зима.

«В восточных странах раньше не изображали снег. Это считалось неправильным, - говорит Валерий Шкарубо. - Не изображали зиму потому, что это мертвое время года. Природа умерла… это не принято было. Я так не считаю. Природа не умерла, а затаилась. Это ожидание весны. Такое трогательное, скованное. Вот это меня и привлекает. А что зрители увидят в моих работах, я не знаю. И это хорошо».

Он называет себя грустным художником. В его палитре спокойные и сдержанные тона. Яркие краски слишком конкретны. За их буйством не всегда можно разглядеть что-то, кроме очевидного. Такие картины восхищают, но не наталкивают на раздумья. «Я бы хотел, чтобы люди задумались около моих работ. Не обязательно грустить», – поясняет мастер.

Художник всегда стремится к тому, чтобы картина была многоплановой. Каждый должен увидеть в ней что-то свое. Работы Валерия Шкарубо как будто покрыты дымкой. Кажутся загадочными и таинственными. И дело вовсе не в красках и технике. Главный секрет – особое состоянии природы, которое так любит и стремится передать мастер.

«Я всегда люблю переходные состояния. Осень к зиме, когда уже видно, как время идет, когда природа чего-то ждет. Или состояние между зимой и весной. Уже не зима, тает снег, но еще и не весна. Вот это меня больше всего привлекает. Так же, как и состояние дня. Ну, что такое просто день, как сейчас?! Чепуха! А вот вечер, когда есть постоянное движение, когда прямо на глазах темнеет. Или утро, когда рассвет. Темно, а потом начинает светлеть. Как будто проявляется фотография», – делится наблюдениями художник.

В поисках вдохновения и новых образов для этюдов и картин Валерий Шкарубо ездит по всей Беларуси. Друзья шутят, мол, все люди на реки и озера ездят летом, а ты – зимой. Чуть выпал снег, Валерий Шкарубо уже за городом. Наблюдает, как меняется природа. 

«Снег придает нашему белорусского пейзажу какую-то магию. Убирает все лишнее. В искусстве вообще важно все лишнее убрать, а тут снег пришел и убрал. Цвет играет не столько декоративное, столько функциональное, символическое значение. Знаковое. У меня есть работы, когда снег чисто белый. Белый – это чистота. Чистота помыслов, души», – поясняет мастер.


На работах Валерия Шкарубо сложно не заметить еще один символ. Это дорога. Сразу же возникает вопрос «куда она ведет?!» На что художник отвечает: «Как-то получилось, что много раз я писал дороги. А потом подумал, что дороги вообще можно писать всю жизнь. Эта такая бесконечная тема. Дорога – это жизнь. Это путь. Движение. По дороге прошли или проехали тысячи людей. Видели это, ехали с разными мыслями и переживаниями. И на дороге все это есть».

Зима не только вдохновляет художника, но и настраивает на рабочий лад. Летом сложно заставить себя что-то делать, шутит мастер. Много соблазнов для отдыха.

«Приходилось мне много раз писать этюды зимой. На морозе. На ветру. И ты работаешь. Сконцентрирован. Каждую минуту, секунду не теряешь зря. Каждый мазок выверен, потому что холодно. А летом сидишь на стульчике. Расслаблен. Птички поют. И ты мажешь, бывает, ерунду всякую», – смеется над собой Валерий Шкарубо.

С выставками он объездил полсвета. Пока в Европе или Китае любовались белорусскими пейзажами, художник изучал местные. Пробовал писать и в Италии, и в Японии. Но все попытки оказались напрасными. Чужие красоты не просятся на холст. Так и остаются на бумаге. «Там такая красивая природа. И в Германии, и озера в Италии. Просто сказка! Нечего добавить, бери и работай. А у нас природа сложная. Это поиск цвета. Небо у нас видите, какое серое. В южных странах, когда бываю, живу там месяц, а на небе ни облачка. Это кошмар», – шутит художник.

Пейзажи Валерия Шкарубы не привязаны к определенным географическим точкам. Но многие в этих работах узнают проселочную дорогу, которая вела к их дому. И земляки художника не без гордости говорят, что на его картинах видят окрестности их родного города Борисова. Живет Валерий Шкарубо давно в Минске, но свою малую родину не забывает. Три года назад открыл в Борисове свою галерею. И подарил городу все, что у него на тот момент было. Коллекцию продолжает пополнять.