Его называли основателем «поэтического кинематографа» и «новой советской волны». Сегодня исполнилось бы 95 лет режиссеру Сергею Параджанову. Мировая известность пришла к нему в середине 60-х после фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната», передает корреспондент «МИР 24» Ирина Мкртчян.
Никакого официоза, научных конференций и речей чиновников – в день рождения великого кинорежиссера Сергея Параджанова в его доме-музее устраивается пир. Мастер очень любил принимать гостей.
«По разным поводам здесь собираются люди, и мы говорим, что вы гости Параджанова, это его стол. Мы продолжаем эту традицию», – сказал директор Дома-музея Сергея Параджанова Завен Саркисян.
Параджанов буквально рисовал свое кино. Так, для съемок известного фильма «Тени забытых предков» он выкрасил скалы синькой – так, считал мастер, камни красиво контрастировали с зеленой листвой. После премьеры режиссера признал весь мир. Он получил поздравления от Феллини, Антониони и Куросавы. Дальше были «Цвет граната», «Ашик Кериб», и каждый новый фильм становился шедевром.
«Я мог только помочь чем-то. Начиная с костюма заканчивая декорациями и кадром это было абсолютно авторское произведение», – отметил художник фильма «Ашик Кериб» Карен Давыдов.
Параджанов открыто критиковал советскую культурную политику, выступал против цензуры. Власть отвечала ему взаимностью, сфабриковав против него несколько дел. Он просидел в тюрьме пять лет. Не имея возможности снимать кино, все равно пытался творить.
«Он на зоне работал уборщиком, дворником, подбирал крышки от банок, бутылок из-под молока, кефира и потом ногтем делал чеканки», – рассказывает гид музея Параджанова Лусине Геворкян.
В день 95-летия Параджанова Киноцентр Армении подготовил подарок. Все, что не вошло в известный вариант фильма «Цвет граната», оцифровывается, увидеть редкие кадры можно будет 28 января на конференции в Роттердаме.
«Это огромное количество пленки, которая хранится в киноархиве – 103 коробки. Мы уже несколько месяцев работаем над оцифровкой», – сказала директор Киноцентра Армении Шушаник Мирзаханян.
В июле 90-го года Параджанова не стало, он так и не успел пожить в ереванском доме, который сегодня стал музеем. В разговорах с друзьями всегда говорил: Ереван – это мое будущее, как будто чувствовал, что будет похоронен в Пантеоне, рядом с Арамом Хачатуряном и Вильямом Сарояном.
Подробнее в сюжете: Новости кино
Читайте также: