Зима – смертельная пора для бродяг. Люди замерзают. В Москве, по статистике, бездомные могут протянуть на улице максимум три года. А ведь многие – вполне успешные в прошлом люди и довольно талантливые. Помогают им вернуться к полноценной жизни в приютах. Каким образом, узнала корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
Это сейчас Руслан резчик по гипсу, делает необычные фигурки на продажу. За этим счастьем он неделю шел пешком в Москву из Великого Новгорода – отморозил все ноги. В прошлой жизни Руслан – подсобный рабочий без друзей и с кучей долгов.
«Сам на себя разозлился и обиделся. Никто не виноват, кроме меня самого. Я так помыкался в городе, помыкался. С благими намерениями поехал на вахту денег заработать. Но не пошло. Не туда попал, ничего не заработал. Пришел весь искалеченный в Москву, но здесь так и остался», – вспоминает резчик по гипсу Руслан Мифтахов.
В доме трудолюбия «Ной» у Руслана, как и у других бродяг, есть дело жизни. Бездомные плетут коврики, изготавливают гипсовые модели храмов, иконы и деревянные игрушки. Те, кто совсем ничего не умеют, отделяют пшено от гречки. И им всем платят зарплату – по 50 рублей в день.
«Это возможность вернуться в большую жизнь. Большинство людей, которые у нас находятся, это люди, которые пили в своей жизни запойно. Если посмотреть на лица людей, которые пришли два месяца назад, и сейчас. Это небо и земля совершенно просто», – сказал завхоз социального дома «Ной» в деревне Клейменово Чон Чонович.
Проверка на алкотестер. Такую «продувку» проходит каждый, кто выходил за ворота. А еще нужно работать шесть дней в неделю. Жесткий порядок выдерживают далеко не все – уходят, но потом возвращаются. Правда, многие уже без ног и без рук. А вот продержавшимся месяц помогают восстановить паспорт.
«Мы запросы делаем в ФМС. Но в ФМС заинтересованность какая? Вы сами знаете. У ФМС это лишняя работа. Они, конечно, не хотят это делать. И бывают скандалы. Оно все по-разному. Иногда они выходят нам на встречу», – отметил руководитель социального дома «Ной» Максим Скоморохов.
Деньги для стариков и инвалидов зарабатывают специальные бригады рабочих – в основном на стройках. А еще чистят снег и роют канавы. Этому приюту труднее всего. Он не зависит от государства. Количество бездомных в его соцдомах увеличивается, а трудоспособных из них все меньше и меньше. Все изделия бродяг продаются неохотно, да и доход от них мизерный. Всего в Москве таких 16 домов, и только 10 приносят прибыль. А бездомные живут в арендованных коттеджах в Подмосковье.
«Рабочий день быстро проходит. Не замечаешь, потому что постоянно в работе», – сказал житель «Дома трудолюбия «Ной» Николай Кулынич.
Шамиль и Наталья познакомились на улице. Но именно в приюте обрели семейное счастье – родили двоих детей.
«Бывает всякое в жизни. Главное – не упасть, главное – подняться вовремя. И суметь это сделать. Вот это я считают главным», – считают жители «Дома трудолюбия «Ной» Шамиль и Наталья.
Получать больше и начать копить на свое жилье – об этом мечтают бездомные. Они понимают: подняться со дна помогут только здесь, в приюте.
Подробнее в сюжете: Благотворительность и волонтерство
Читайте также: