Тяга к деньгам присуща людям во все времена. Правда, сначала ими звенели, а только потом шелестели. В России это случилось 250 лет назад. Екатерина Великая приказала печатать купюры. Их так и прозвали – «Катеньки». Корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова о прошлом, настоящем и будущем бумажных денег.
Для этих людей деньги просто бумага: они каждый день сортируют миллионы – грязные или рваные купюры уничтожат, а целые пустят дальше в оборот. Все прозаично: никаких сундуков – невзрачные контейнеры вдоль стен. Дневная выработка отдела – четыре миллиарда рублей, или 40 квартир с видом на Кремль.
Снабдила россиян бумажными деньгами Екатерина II ровно 250 лет тому назад. На первых ассигнациях нет ни герба, ни портрета. Говорят, их делали из старых дворцовых скатертей, и пользовалась ими только знать.
«25,5 рубля – по тем временам большие деньги. Например, зарплата рабочего на Екатеринбургском монетном дворе в год – от 46 до 100 рублей. За ассигнацию в 50 рублей давали 50 килограммов медных пятикопеечных монет», – рассказала научный сотрудник отдела нумизматики Государственного исторического музея Елена Семилетникова.
К середине XVIII века деньги стали в буквальном смысле тяжелой ношей. Как-то Михаил Ломоносов за оду в честь ее Величества получил две тысячи рублей монетами. Вывозить их с императорского двора пришлось двумя повозками, каждая – по тонне.
В благодарность за легкие кошельки позже увековечили на деньгах саму Екатерину: ее портрет украсил сторублевку. В народе повелось называть «стольники» – «Катеньками». Перед революцией одна «Катенька» могла накормить обедом 650 студентов, а крестьянин купить себе сразу пять коров и пять лошадей. Это была последняя российская купюра, которую можно было обменять в банке на золото.
Свою сокровищницу Юрий Ковердяев прячет. Здесь у него и царские деньги с Петром I и Александром III, и редкие советские, и действующие российские. Юрий – бывший художник Госзнака. Привычные 50 рублей – это и его рук дело.
«Поскольку на Большом театре у Аполлона все было открыто, то его нарисовали таким, каким есть. И вообще полно голых девок в музее. И что не ходить туда, не смотреть? А деньги – это часть культуры нашей», – говорит бывший художник-график Гознака Юрий Ковердяев.
Для художника купюры – это лицо государства. В советское время оно было серьезным. В 1991 году профиль вождя поместили в цветные узоры, и народ стал называть деньги «фантиками», в том числе из-за их веселого вида. Ленин стал последним, чье лицо «щупал» народ. Вместо портретов сейчас есть городские пейзажи. Современные купюры от подделки защищает даже фон.
«Розовый, голубой, бледно-зеленый - это все не просто цвет, не просто краска. Она вся состоит из мелких изображений. Мы там увидим и космонавтов, и планеты, и звезды», – уточнила ведущий эксперт сектора экспертиз денежных знаков ГУ Банка России по ЦФО Светлана Минаева.
На новых банкнотах есть QR-код. Если навести на них телефон, куда закачена специальная программа, то появляется отсылка на страницу Центробанка России, где можно по пунктам посмотреть все степени защиты. По точкам понятно, что и где можно разглядывать.
В кассовом центре Банка России уверены, что бумажные деньги еще долго не исчезнут. Новые продолжат печатать, ветхие – утилизировать. В среднем срок жизни рублевой купюры составляет 1,5 года.
«В таком виде пачки банкнот поступают сюда погашенными. Помещаются в стационарный отсек уничтожения», – объяснил начальник кассового центра ГУ Банка России по ЦФО Ибрагим Хасбулатов.
Сжигать деньги нельзя: краска на них токсична, поэтому отслужившие банкноты перемалывают в стружку. Ни при каком желании и старании обратно в должное состояние их уже не приведешь. Они прессуются под давлением и в виде «шайб» уезжают на полигон.
Но даже эта денежная пыль имеет ценность. Одно время ее просили для себя европейцы. На Западе, к примеру, из бывших денег делают обои.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе