Торговые отношения России и Китая в 2018 году достигли рекордных показателей. Товарооборот между странами вырос на 27% и составил более 107 млрд долларов. По динамике роста Россия оказалась на первом месте в десятке ключевых партнеров Поднебесной. Экспорт российских товаров и услуг в КНР увеличился почти на 43% – более 59 млрд долларов. Россия экспортировала в Китай в основном нефть, уголь и пиломатериалы. Россия закупила в Китае товары на сумму почти 48 млрд долларов – за год импорт вырос на 12%. Больше всего РФ импортировала из КНР продукцию электромеханической отрасли. Около 4 млрд долларов – торговля услугами между странами. Долго ли продержится этот рекорд, в эфире «МИР 24» рассказал директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Россия и Китай установили исторический рекорд – товарооборот между странами превысил 107 млрд долларов. Это цифра ожидаемая? Или можно было и больше?
Исаев: Эта цифра ожидаемая, прогнозируемая. Собственно, и президент РФ Владимир Путин говорил о том, что мы уже должны выйти по прошлому, 2018 году, на эту цифру. Есть более амбициозные планы. Ставится задача к 2020 году выйти на 200 млрд долларов. Об этом еще два-три года назад говорил Лавров. Я, кстати, критиковал за столь оптимистичные заявления, которые были сделаны. Но динамика, которая сейчас существует, говорит о том, что даже такие амбициозные планы могут быть выполнены.
Структуру товарообмена можно обозначить?
Исаев: Да, это, конечно, несколько печалит. Если бы мы понимали, что это технологии, что это некоторая продукция с добавочной стоимостью, которую мы продаем, то можно было бы говорить, что это успех по настоящему, по гамбургскому счету. А пока это в первую очередь нефть, это уголь, это лес, о котором мы так часто говорим, это нефрит, различные полезные ископаемые.
А с газом у нас как?
Исаев: Газ мы пытаемся продавать. Еще не начали это делать, еще трубопроводный газ не пошел, поэтому пока это в основном нефть (74% нашего экспорта в КНР). Нам в первую очередь идет ширпотреб китайский, то, что как раз обладает добавочной стоимостью, то есть продукт переработки. Более того, мы еще за Китай начинаем работать с вредными предприятиями. К примеру, уголь. Поднебесная избавляется от угольной промышленности, закупает его у нас. Поэтому вопрос экологии ставится в России ребром в том числе из-за этих партнерских отношений с Китаем. Поэтому пока, конечно, структура не самая лучшая для РФ. При этом Китай для нас является партнером №1 в мире по торговому обороту, а мы являемся для него 10-м.
Сильно ли повлиял на рост товарооборота проект «Один пояс – один путь»?
Исаев: Это китайская история. В этом проекте предполагалось четыре пути, один из которых – по России. Пока он сейчас не идет, в том числе китайцы отказываются от инвестиционных проектов, которые были заявлены в момент нашего восточного разворота, – это высокоскоростная железная дорога от Москвы до Казани. Пекин посчитал, что это неэффективное с точки зрения экономики проект – строительство в России таких дорог. Второе, КНР отказался от концессии по строительству моста через реку Лену в Якутии, что для нас является принципиальным, потому что регион, Якутия, просто отрезан на более, чем полгода. Китайцы отказываются и от проектов в лесопромышленной сфере. Мы продаем им кругляк, более того, зачастую это происходит контрабандистским способом через различные дырки в границе. Да, к сожалению, нужно сказать, что «Один пояс – один путь» работает, скорее всего, в интересах Китая, который движется в Европу через Среднюю Азию, Ближний Восток, Южную Европу, обходя Россию.
Продолжение интервью смотрите в видеоролике.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: