Во всем мире отмечают День почерка. Каллиграфия – искусство, которое утрачивается в век смартфонов и электронной переписки. Сохранить традиционное письмо задумали в Таджикистане, рассказывает корреспондент «МИР 24» Зарина Абдуназарова.
Чтобы добиться каллиграфического почерка, одних только тренировок мало, считает Кудратбек Эльчибеков. Требуется особое состояние духа. Рукописями на арабской вязи он занимается уже полвека: составляет каталоги. И «узорописание», как еще называют арабскую письменность, освоил сам. Пишет каламом – это специальное перо из тростника.
«Мысли чтобы хорошие были, рука твердая была, усердие и усидчивость», – объясняет ведущий научный сотрудник центра письменного наследия Таджикистана Кудратбек Эльчибеков.
На территории современного Таджикистана арабская вязь появилась в 9 веке, после завоевания арабами Средней Азии. Позже иностранное письмо разделилось на множество местных стилей. В Национальной библиотеке страны большая часть работ историков, философов, писателей и религиозных деятелей средневековья написаны вязью.
«Здесь хранится рукописная работа Ходжи Мамадхусейна Конгурти 1906 года, где представлены 64 вида стиля арабской графики. Они очень разнообразные, каждый вид – это отдельная школа», – рассказывает специалист отдела восточных рукописей Национальной Библиотеки Таджикистана Хадиятулло Амриддин.
Самый ранний стиль «куфи», тяготел к прямым линиям, четким геометрическим формам. Позже вязь стала мягкой, округлой. «Муваррак», «печак», «сулс», «райёхон» – всего 75 видов. Название каждого – это характеристика особенности письма.
«В Средней Азии был распространен почерк «настолик», даже сейчас люди им занимаются, тренируются. Это очень любимый почерк, читаемый», – говорит старший научный сотрудник центра письменного наследия Таджикистана Махмадиёр Шарипов
Сегодня в Таджикистане арабскую вязь можно увидеть преимущественно на мечетях. Это цитаты из Корана, чаще выполненные так называемым куфическим стилем. Искусству каллиграфии желающие обучаются самостоятельно, специалистов не хватает. Поэтому многие стили до сих пор изучены недостаточно.
«Здесь «Мир один для всех», написан двумя почерками. Сверху «настолик», а внизу – «настолики шикоста», но они выглядят по-разному», – показывает Махмадиёр Шарипов
Специалисты говорят – каллиграфия все меньше востребована. Сейчас всё может сделать компьютер. А мастерство узорописи просто необходимо сохранять, как часть культуры Таджикистана. И предлагают создать в стране школы по обучению арабской вязи.