Многие из тех, кто пережил блокаду, сейчас живут в странах Содружества. Корреспондент «МИР 24» Лилит Мадунц навестила бывшую жительницу Ленинграда Зою Петровну Шабарину и узнала ее историю.
Зоя Петровна надевает пиджак с медалями по особым случаям. Приезд съемочной группы стал одним из таких. Она уже давно не выходит из дома, говорит, 92 года – это не шутки. Любимое занятие – решать кроссворды, этим она может заниматься часами. А еще смотреть в окно.
Зоя Петровна не очень любит рассказывать о войне. Но ни одной мелочи не забыла. Ей было 14, когда началась блокада. Помнит каждый кусок хлеба по 125 грамм и холодец из столярного клея, который уплетали за обе щеки. И как умер от голода младший брат.
«30 и 31 января хлеба не давали совсем. А в конец, уже ночью, объявили по радио: идите за хлебом. И получили мы за два дня. Принесли хлебец домой и кушаем. Я говорю, Юра, кушай. Не хочу, сказал он. Но почему? Я потом, я не хочу, я не буду. И мама говорит, не надо оставь. И он лег и уже не встал», – ветеран Великой Отечественной войны Зоя Шабарина.
В блокадном Ленинграде Зоя с мамой и старшей сестрой прожили год. Потом их эвакуировали в Башкортостан. Там она попала на завод, размечала детали. Затем поступила в медицинское училище.
«И потом меня понесло: Румыния, Венгрия, Болгария. Все это пройдено там. Это начинался образ другой жизни. Я стала там рентгенотехником, и эта специальность пошла на всю жизнь, и до сих пор я рентгенотехник», – ветеран Великой Отечественной войны Зоя Шабарина.
Два года Зоя Петровна провела на фронте медсестрой, спасла сотни жизней. После войны приехала работать в Армению, встретила своего будущего мужа и осталась здесь.
Сейчас Зоя Петровна живет одна, но ее часто навещают дочери и внуки. Ветеран мечтает еще когда-нибудь прогуляться по родным улочкам Ленинграда.
Подробнее в сюжете: Блокада Ленинграда