«Объект номер 90» – так значилась Детская городская больница имени Карла Раухфуса на картах у немецких артиллеристов. В годы блокады там спасали ленинградских детей с ранениями, обморожениями и дистрофией. А немцы мечтали стереть здания с лица земли. О подвиге врачей – корреспондент телеканала «МИР 24» Евгения Булатова.
На фотографии Тоне Громовой 11 лет, через несколько дней начнется война. Во время блокады она помогала родным – отоваривала карточки, ходила за водой и дровами. О том, что случилось в феврале 42-го, и как она попала в больницу Раухфуса, Антонина Владимировна вспоминать не любит.
«На меня напал человек, отобрал у меня хлеб, карточки, меня топором ударил по голове. Я лежала без сознания на улице. Подошли три женщины, они меня подобрали и привели в больницу», – рассказала Антонина Громова.
Овсянка на воде, витаминный отвар из хвои – основной рацион маленьких пациентов. В палате круглые сутки дежурила медсестра. Читала детям книги, топила буржуйку.
«Вся больница не работала, дети были в двух отделениях. Маленьких детей складывали поперек кровати, вплотную, чтоб было теплей. Дети постарше тоже были в кроватях по два, по три», – поделилась хранительница музея Детской городской больницы имени К.А Раухфуса Галина Вениаминова.
Операции делали при спиртовках. Во время бомбежек детей уносили в подвал. Когда сил у медиков не осталось, перевели туда все отделения. В первую зиму от голода умерло почти 70 сотрудников.
«Благодаря больнице я выжила, больница мне дала жизнь. Весь персонал был очень добрый», – рассказала Антонина Громова.
За годы войны в этой больнице спасли тысячи детей. Многие из них после приходили к врачам поблагодарить. А Антонина Громова связала с ней свою жизнь – выучилась на медсестру и 42 года посвятила спасению маленьких пациентов.
Подробнее в сюжете: Блокада Ленинграда