Египтологи завершили реставрацию гробницы фараона Тутанхамона. В ходе работ они выяснили причину загадочных темных пятен, покрывавших стены и мешавших восстановлению фресок.
Масштабная реставрация заняла около десяти лет. Специалисты стремились защитить уникальный памятник от разрушений, связанных с нашествием туристов (ежегодно его посещают сотни человек), вернуть большую часть сокровищ и обновить древние изображения, сообщает The Daily Mail.
В проекте принимали участие не только археологи и искусствоведы, но также физики и генетики. Последние исследовали темные пятна, замеченные еще британским археологом Говардом Картером, открывшим захоронение в 1922 году. Некоторые люди связывали их с так называемым «проклятием фараона». Легенда гласит, что на каждого, кто потревожит покой правителя, обрушится гнев богов.
Истина оказалась более прозаична – пятна появились из-за бактерий. Микроорганизмы давно погибли, но успели проникнуть достаточно глубоко в слои краски. Эксперты пришли к выводу, что если удалить пятна, с ними отойдет и значительная часть египетских фресок, поэтому их решили оставить на своих местах.
Напомним, вскрытие гробницы Тутанхамона стало крупнейшим археологическим событием ХХ века. Фараон, скончавшийся в возрасте всего 18 лет по неизвестной причине, был сыном Аменхотепа и Нефертити. Захоронение оставалось практически нетронутым с момента его смерти (1327 год д.н.э.), и в руки ученых попали ценнейшие артефакты.Только на каталогизацию и вывоз сокровищ потребовалось около десятилетия. Помимо знаменитой золотой маски, покрывавшей лицо мумии, внутри находились богато украшенные колесницы, трон из дерева и слоновой кости, позолоченный алебастровый ковчег, вазы, украшения, оружие и сотни фигурок ушебти – «слуг» умершего в загробном мире. Большая часть из них сейчас находится в музеях.
Отметим, что гробница матери Тутанхамона Нефертити до сих пор не обнаружена. Предполагалось, что царицу могли похоронить рядом с сыном, но сканирование его усыпальницы не принесло никаких результатов.
Подробнее в сюжете: История