Жители Смоленской области спасли от вымирания родное поселение. Несколько лет назад в деревне Шапы чуть не закрыли единственную школу. В ней осталось всего семь учеников. Тогда несколько учителей пошли на неожиданный шаг: усыновили детей из приюта. Корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина – о том, как устроена жизнь в приемной деревне.
В этой семье детей не делят на родных и приемных. Ольга – мама четверых. Варя и Миша в ее доме недавно. Переехали из смоленского приюта. Таких семей приемных в этой деревне большинство. Живут здесь 48 детей, 40 из них – бывшие детдомовцы.
«Был у нас один такой случай: предложили нам путевки, и, в общем, забрали всех детей на зимние каникулы. Ну, наверное, года четыре назад. Слушайте, мы идем по деревне, а деревня-то вымерла. Вот как раньше, когда не было детей», – отметила жительница деревни Шапы Ольга Дральнова.
Шапы – русская деревня, история которой в 2006 году могла закончиться навсегда. Тогда местная администрация грозила закрыть единственную школу под предлогом, что учиться в ней некому. И вдруг одна из учителей объявила: возьмет на воспитание детей из приюта и отдаст их в родную школу.
«Люди, когда увидели, что у нас интернатовские дети, раньше как-то побаивались, все-таки какие-то свои соображения, предрассудки о наследственности. А когда увидели: дети как дети, дети очень хорошие. И тоже стали брать», – отметила преподаватель географии и немецкого языка средней школы деревни Шапы Валентина Платонова.
Примеру последовали коллеги, а потом и другие семьи.
«Были силы у нас. Чувствовали, что мы можем взять деток и подарить им тепло свое. Они сами из Смоленской области, тоже из глубинки. Такие же деревенские дети. Мы их взяли в смоленском детском доме», – указала учитель музыки и русского языка Елена Егоренкова.
Школа зашумела, как в годы расцвета деревни, в 80-е, когда здесь еще была и работа, и производство. После первой волны усыновления население выросло в два раза. Появился храм и детский сад. Но бытовые проблемы остались. До Смоленска меньше часа езды, но здесь нет телефонной связи, не проведен интернет, никогда не было газа и водопровода.
Эти мальчики ходят к колодцу трижды в день. Старшие топят печку и колют дрова. В семье Боруновых семеро по лавкам. Родная дочь Карина и шесть приемных мальчиков. А еще родные дети, которые давно повзрослели и уехали в город.
«Пенсия и зарплата у меня, ну вот у нас неполная рабочая неделя, ну где-то платят «минималку», на 9 тысяч получается. С пенсией с вычетом выходит около 20 тысяч. Вот у нас сейчас семеро детей – скучать не приходится, живем весело», – рассказал житель деревни Шапы Валерий Борунов.
Семья живет на зарплату почтальона и социальные выплаты. Но на жизнь не жалуются. Сами из семей многодетных. А с приемными детьми сюда вернулась жизнь и молодость, без которых глухая деревня наверняка бы уже исчезла.
Подробнее в сюжете: Дети и родители