Недавний голландский студент Тейс Свинкелс, вдохновившись своей стажировкой в качестве учителя гимнастики для людей с особенностями умственного развития, решил открыть уникальный по концепции ресторан, в котором могли бы работать люди с синдромом Дауна и аутизмом. С тех пор прошло почти девять лет, и сегодня сеть ресторанов «Brownies&downieS» – одна из самых крупных в стране. Тейс Свинкелс создал успешную франчайзинговую сеть, в которой около 50 ресторанов работают в Нидерландах, один в Бельгии и еще один – в Южно-Африканской Республике.
Несмотря на то, что почти все рестораны сегодня работают по франшизе, «Brownies&downieS» позиционируют себя как одна большая семья, объединенная общей целью, одним интерьером и даже одинаковой кухней. Всех франчайзеров обучает правилам гостеприимства специальный тренер из головного офиса. Всего на сеть сегодня работают около 800 человек с инвалидностью, а Тейс Свинкелс теперь генеральный директор бренда. Корреспондент «МИР 24» посетила один из ресторанов «Brownies&downieS» в голландском городе Оссе и узнала, как строится работа такого необычного, но социально важного бизнеса.
По дороге в ресторан немного волнуюсь. Осс – это небольшой голландский город, где нечасто можно встретить иностранцев, а журналист из России – особая редкость. С помощью GPS нахожу адрес, несколько минут перевожу дух на улице, разглядываю вывеску заведения и думаю: есть ли там «обычный» управляющий, или все работники с особенностями развития? Стрелка часов отбивает половину первого. Захожу внутрь.
На входе меня встречает опрятный молодой человек – администратор. Как узнаю позже, у него – аутизм. Однако это не мешает ему знать, например, английский язык. Быстро объясняю, кто я и зачем пришла, к нам выходит худощавый смуглый молодой мужчина – хозяин ресторана Патрик Пассаж. Он немного удивлен и даже насторожен, но быстро соглашается на интервью, но только через два часа. Дело в том, что обед – коронная «фишка» заведения, поэтому с полудня и до трех часов дня очень много работы. Получив согласие на интервью, успеваю бросить взгляд на интерьеры: ресторан очень светлый, в приятных тонах, на стенах висит множество фотографий, клиентов тоже хватает.
«Я работал в первом франчайзинговом кафе 10 месяцев. В 2013 году решил сам открыть ресторан. Мне нравится помогать стране и тем, кто отличается от большинства. Людям с умственными особенностями сложно найти нормальную работу, хотя, на мой взгляд, они могут делать гораздо больше, чем кажется», – рассказывает хозяин ресторана Патрик Пассаж.
Обычно люди узнают о возможности устроиться на работу в «Brownies&downieS» самостоятельно, либо их информируют социальные фонды, которые тоже занимаются трудоустройством людей с синдромом Дауна и аутизмом. По словам Пассажа, какие-то специальные навыки для работы с ними в одном коллективе не нужны. Просто нужно быть очень терпеливым. В этом ресторане сейчас семь особенных сотрудников, трое из них страдают аутизмом, остальные – другими неврологическими заболеваниями.
«По всей сети работают сотрудники в возрасте от 20 до 50 лет, в нашем ресторане семь человек – от 20 до 30 лет. Пять из них здесь с самого открытия, двое пришли позже. Большинство людей работают четыре дня в неделю с 9:00 до 16:00. Мы стараемся, чтобы они выполняли всю возможную работу точно так же, как это происходит в традиционном бизнесе», – комментирует хозяин заведения.
Периодически к столику, где мы беседуем с Патриком, подходят официанты, чтобы предложить чай или кофе. Я смотрю на этих ребят и чувствую какой-то особенный позитив, который исходит от них. Видно, что им по душе то, чем они занимаются.
«В отличие от нас, люди с умственными особенностями работают только там, где им нравится. У них очень хорошая пенсия, поэтому, если им не нравится работа, они быстро уйдут», – поясняет он.
По этой причине все руководители ресторанов стараются сначала узнать историю потенциальных сотрудников: что ими движет, о чем они мечтают, как ощущают себя в обществе. Это помогает построить слаженную работу внутри коллектива.
«Я всегда прошу желающих работать у нас отправить мне письмо на электронную почту и рассказать свою историю. После этого зову человека на чашку кофе, чтобы поговорить и узнать друг друга», – добавляет ресторатор.
Интересно, а как ресторанам удается привлекать клиентов? Все дело в европейской толерантности и грамотной маркетинговой подаче? То, что у людей с инвалидностью в Нидерландах и правда много возможностей, собеседник «МИР 24» не отрицает. Но в то же время, оказывается, не все так радужно, и далеко не все члены общества с легкостью принимают граждан с синдромом Дауна или другими заболеваниями в свои ряды.
«Есть те, кто до сих пор думает, что люди с такими особенностями развития – странные или сумасшедшие. Но мы стараемся бороться с этим заблуждением с помощью прекрасного сервиса и вкусной еды. Люди приходят сюда в первый раз, смотрят, как все устроено, и их пренебрежение часто уходит. Количество посетителей варьируется изо дня в день. Сегодня может быть десять человек, а завтра пятьдесят. Большинство наших посетителей постоянные, мы находимся не в самом проходном месте», – поясняет он.
Ресторан постоянно работает над улучшением меню. Кстати, еще одна трудность, с которой сталкивается сеть – весьма нетипичный для страны сегмент. Обычно здесь пользуются популярностью заведения общепита, в которых подают ужин. А вот на обед голландцы ходят нечасто, всему виной старая традиция – обедать бутербродами или другими холодными закусками.
«У нас очень вкусная курица и сэндвичи. Каждый месяц появляются новые предложения. Но проблема с ланчами в том, что в Голландии нет большого выбора в обеденном меню. Люди всегда, например, хотят видеть карпаччо и сэндвичи. Мы не делаем завтраки, потому что открываемся в 9 утра, и здесь к этому времени уже все позавтракали. Обед для страны – явление тоже не самое распространенное. Если посмотреть меню, то видно, что обед в ресторане стоит почти столько же, сколько ужин», – замечает Патрик.
Сеть ресторанов и правда гордится своим сервисом и едой. Есть фирменные продукты, которые производят внутри компании по специальным рецептам. Например, свежеиспеченный хлеб, кондитерские изделия, майонез и даже пиво. Кстати, никаких послаблений для социальных предпринимателей от правительства Нидерландов нет.
«Неважно, каким бизнесом ты занимаешься, в любом случае у тебя много разных проблем. Иногда всем этим очень сложно заниматься, но это также весело и приносит удовольствие. Я считаю, что не ошибся с выбором», – заключает Патрик Пассаж.
Фото: Екатерина Дегтерева, МТРК «Мир»