История небольшого островного государства Куба – одна из самых насыщенных в XX веке. Уже к середине столетия страна, кажется, успела побывать во всех возможных ипостасях: государство, только что получившее независимость, демократическая держава, страна-спутник США, социалистический эксперимент и, конечно, военная диктатура, столь популярная в Латинской Америке.
И все же страна больших потрясений смогла обрести себе долгосрочного лидера. 16 февраля 1959 года, 60 лет назад, во главе государства стал Фидель Кастро. Его революция навсегда изменила статус-кво Кубы, о котором в минувшем столетии так любили спорить. С одной стороны – сильная зависимость от соцблока, без которого режим Кастро бы ни за что не выжил, авторитарное правительство и экономические проблемы, связанные с международной изоляцией, с другой – более полувека относительного спокойствия. Так или иначе, за все время существования независимой Кубы не было более длительной эпохи, чем Период Кастро, который продолжается и по сей день, несмотря на смерть Фиделя.
В день 60-летия провозглашения нового премьер-министра в Гаване «МИР 24» вспоминает историю кубинской революции и начало длинного пути Кастро на посту лидера страны.
Официально Куба получила независимость благодаря собственному восстанию, которое завершилось в 1898 году. Однако во многом победить граждане бывшей колонии смогли благодаря активным действиям Соединенных Штатов, которые провели краткосрочную войну с Испанией и выбили ее из Америки. Понимая это, Вашингтон нисколько не чурался устроить собственную оккупацию расположенного близко к территории США острова. В конце концов, так и для самих кубинцев было лучше: после войны за независимость государство, не имеющее ни рынков сбыта, ни экономических партнеров, восстанавливалось бы невероятно долго.
В 1902 году американцы все же разрешили Кубе уйти в вольное плавание, но под четким надзором и контролем. Все-таки тяжело представить себе, чтобы сверхдержава не оказывала никакого влияния на находящуюся под боком страну. Вашингтон осуществлял культурную экспансию на остров, помогал многочисленными кредитами и прямыми инвестициями в экономику страны. К тому же, США приняли уникальный в истории международного права документ. Знаменитая поправка Платта, которая по сути являлась внутренним законом Штатов, регулировала отношения между Вашингтоном и Гаваной, включая, например, возможность по желанию строить американские базы на территории Кубы.
При этом США все-таки старались не вмешиваться во внутреннюю политику и жизнь островного государства. Соединенные Штаты никогда не заходили дальше применения мягкого влияния, пассивно наблюдая за всеми переходами власти, как демократическими, так и силовыми. Единственным условием со стороны Вашингтона была защита частной собственности американских граждан, которая осталась на Кубе со времен оккупации.
На протяжении трех десятилетий страной управляли бывшие герои войны за независимость, со всеми вытекающими последствиями. Экономическими вопросами на Кубе заниматься не умели, и остров жил исключительно на американские дотации.
Фото: ИТАР-ТАСС
В результате зависимая страна серьезно пострадала от Великой депрессии. Повальная нищета и голод привели к недовольству правительством Херардо Мачадо. В результате так называемой «революции сержантов», как обычно и бывает при серьезных экономических проблемах в стране, к власти пришли социалисты-популисты Рамон Грау и Фульхенсио Батиста. И если первый хотя бы верил в собственные идеи, то второй откровенно использовал социалистическую ширму лишь для удержания власти.
Новое правительство отказалось выполнять поправку Платта, устранило все политические партии, связанные с предыдущим режимом и начало тесное сотрудничество с американской мафией. Впрочем, были у социалистической власти и светлые стороны: на Кубе установили восьмичасовой рабочий день, дали женщинам право участвовать в выборах, ввели минимальный размер оплаты труда.
У новой власти, а в особенности у военного лидера Батисты было множество противников. Просвещенная молодежь выступала резко против американского влияния в стране и силовых методов генерала, который был не против и расстрелять десяток-другой несогласных.
Одним из заметных протестующих, которому удалось избежать высшей меры, был студент-юрист Фидель Кастро. Будущий команданте не симпатизировал ни методам, ни идеям социалистов троцкистского толка. Сам мужчина относил себя к национал-социализму, активно изучал труды Адольфа Гитлера и восхищался теми изменениями, которые произвел в Советском Союзе Иосиф Сталин.
Молодой юрист боролся с действующей властью всеми доступными ему методами. Постоянно участвовал в шествиях и протестах, обеспечивал всей необходимой помощью подвергавшихся репрессиям людей и даже подавал в суд на самого Батисту. За нарушение конституционных норм и захват власти. Правда, довести до конца процесс в авторитарной стране не получилось. Забавно, что и сам Кастро после прихода к власти приостанавливал действие конституции страны, но внутреннего противоречия, конечно, не испытал.
Параллельно с юридической практикой, активный гражданин занимался и политической деятельностью. Изначально он входил в партию «Ортодоксов», которая вела пассивную борьбу против режима, но вскоре распалась. Тогда Кастро решил собрать самых радикальных членов «Ортодоксов», чтобы перейти к активному сопротивлению. Почти полторы тысячи человек согласились, что власть у Батисты нужно забирать силой. В 1952 году началась подготовка к грядущим революционным событиям.
26 июля 1953 года – в будущем этот день назовут «Праздником начала революции» – две сотни сторонников Кастро пошли на штурм укрепленной казармы Монкада в городе Сантьяго-да-Куба. Сражение продлилось два часа и, как водится, профессиональные военные отбили атаку группки студентов. Многие революционеры были убиты, остальные – арестованы.
Фидель был из тех, кому повезло выйти из заварушки живым. Однако ему пришлось предстать перед судом. Именно там Кастро произнес свою знаменитую речь о преступлениях диктатуры против народа и правомерности собственных действий по убийству солдат Батисты. Завершил революционер выступление словами «история меня оправдает». Тогда судей это не впечатлило, и они выписали Кастро 15 лет тюрьмы.
Фото: Benjamin E. "Gene" Forte/DPA/TASS
Несмотря на то, что Батиста установил военную диктатуру, кровавым диктатором он все же не был. И даже издал закон об амнистии всех нападавших на Сантьяго-да-Куба уже в 1955 году. Пожалуй, главная ошибка в жизни кубинского политика. Кастро моментально уехал из страны в Мексику, где на протяжении следующего года готовил новый поход на Кубу.
Именно там он познакомился с аргентинским недоучившимся на врача студентом Эрнесто «Че» Геварой. Частица между именем и фамилией – это обыкновенное для Аргентины обращение к мужчинам. Таким образом кубинские оппозиционеры, которые во многом были националистами, обозначали, что Гевара хоть и «свой», но с Кубой связан опосредованно.
Революционеры создали собственное «Движение 26 июля» – или сокращенно «М-26» – и в составе 82 человек решили высаживаться на Кубу. Сторонники движения устроили диверсию в Гаване, убили начальника местной военной разведки, а основная группа под общую панику отправилась к острову на яхте «Гранма».
Из-за шторма восстание задержалось на два дня, благодаря чему разведка Батисты сумела вовремя узнать о готовящихся наступлениях. Военные окружили место высадки отряда и были готовы стрелять на поражение. Правда, большей части сторонников Кастро удалось бежать в горы, где они, сами того не зная, повторили тактику, которой будет придерживаться Хо Ши Мин во Вьетнаме десятилетие спустя. Кстати, именно в горах все сторонники революции решают отрастить себе длинные бороды. Это стало характерным признаком всех кубинских оппозиционеров.
С 1957 по 1959 годы на острове фактически велась гражданская война. На удивление, могучий сосед в лице США не стал вмешиваться и лишь следил за развитием событий, даже когда поражение Батисты стало очевидным. 31 декабря 1958 года генерал Франсиско Табернилья доложил главе Кубы о том, что его армия больше не способна сражаться с повстанцами. Диктатор принял решение на личном самолете покинуть страну. Через день в Гавану вошли солдаты Кастро.
Изначально президентом Кубы революционный комитет назначил Мануэля Уррутиа, а премьером – соратника-юриста Миро Кардону. Это было логично, ведь Фидель Кастро на протяжении долгого времени высказывался, что не хочет власти. Он не раз говорил, что после победы оппозиционеров собирается отправиться в родную деревню и там заниматься адвокатской практикой.
На деле же Кастро сразу после победы революции заявил о своих претензиях на власть. Сначала ему пожаловали лишь пост военного министра, однако Фидель хотел большего. В результате 15 февраля премьер Кардона решает подать в отставку, а через день Кастро занимает его место и фактически становится главой Кубы.
С первых же дней своего правления Кастро начинает действовать соответственно своей идеологии – как настоящий национал-социалист. Он прогоняет из страны всех иностранцев (в основном, конечно, американцев), отбирает из частных рук всю землю и раздает ее по собственному плану – 60% крестьянству, 40% – в государственный сектор. Фидель национализирует все банки, промышленные предприятия, нефтезаводы и сахарные заводы. Уничтожает право частной собственности на недвижимость и расселяет всех бездомных в дома и квартиры, которые ранее занимали иностранцы.
Фото: Соболев Валентин/ТАСС
Больше всего от тотальной национализации пострадали не столько зажиточные кубинцы, сколько американцы, которые в основном и владели всеми предприятиями, землей и недвижимостью. Общий ущерб, который Кастро нанес американской экономике, составил около $1 млрд.
США, которые первыми же признали власть Фиделя, как раньше поступали с каждым новым дорвавшимся до руководящего поста революционером, в 1961 году решили прекратить всяческие отношения с Кубой. Что было дальше – и в Штатах, и в СНГ знают очень хорошо. Но это совсем другая история.
История прихода во власть Фиделя Кастро крайне нехарактерна для остальной Латинской Америки. В основном социалистические революции совершались против капиталистического строя и олигархии. В Кубе Батисты же сложился режим «социализма для своих», когда полноценными капиталистическими свободами в независимой стране, внезапно, обладали исключительно иностранные граждане – американцы. Таким образом, восстание Кастро получилось скорее антиамериканским, чем антикапиталистическим. Обычно режимы, построенные на таких идеях, не проживают долгую жизнь. Тем интереснее наблюдать за развитием того государства, которое начал строить Фидель, а сейчас продолжает его брат Рауль.
Подробнее в сюжете: История
Читайте также: