Со дня вывода советских войск из Афганистана прошло 30 лет, но до сих пор нет однозначного ответа, что это была за война. И каким считать день ее завершения – радостным или печальным. Репортаж корреспондента телеканала «МИР 24» Руслана Раджабова.
Один из негласных символов советской войны в Афганистане – пограничный «Мост дружбы» в узбекском городе Термез.
«Когда я смотрю на ту сторону реки, я думаю о ситуации в той стране. Прошел 41 год, а война там все еще продолжается. Представьте, парень или девушка, которым исполнился 41 год. Каково им всю жизнь видеть войну? Никак она не закончится», – говорит воин-интернационалист Соатмумин Буриев.
В 1980-х годах пехотинец Буриев, находясь «за речкой», пообещал себе: если выживет, напишет книгу про службу в Афганистане. Траурные таблички у реки до сих пор хранят имена героев из союзных республик – они погибли одними из первых, выполняя интернациональный долг перед Родиной, которая 30 лет назад называлась советской.
«Если говорить, что мы, мусульмане, стреляли там в братьев-мусульман, могу ответить одно: на войне есть правило – если не стреляешь ты, убивают тебя. Вы не считаете мой ответ грубым? Даже, если я и думал, что там мои братья, единоверцы, они вряд ли это учитывали, стреляя в меня», – считает Буриев.
С самого начала задача 40-й армии в Афганистане была трудноразрешимой – нужно было не побеждать, а примирить враждующих и усмирить их любой ценой. Это делало ту войну не похожей ни на одну другую. Впрочем, и тогда, и сейчас неизменной остается ее причина – геополитика.
«Мы знали о том, что американцы приготовили до 150 тысяч «духов», которые находились в Пакистане и Иране, которые готовили крупнейшие диверсионные действия», – вспоминает Николай Чуркин, начальник оперативного управления 40-й армии, генерал-лейтенант.
Подпитка финансами и оружием сделала афганскую оппозицию непримиримой. Укреплять и строить социализм на феодальном Востоке больше не представлялось возможным. Вывод войск стал очевидным еще за три года до того, как последний солдат покинет Афганистан. Сначала афганской войны в Союзе сменилось три генсека. Траурные лафеты на Красной площади провожали один за другим. К приходу Горбачева потери в Афганистане уже перевалили за 10 тыс.
«40-я армия обходилась очень дорого. Есть разные цифры. Одни из экономистов называют три миллиона рублей в день, другие называют 11 млн в день», – говорит Юрий Немытин, начальник медслужбы 40-й армии, генерал-майор.
Операция 40-й армии – прикрыть южные границы Союза – не была войной в ее чистом виде. Здесь не было ни линии фронта, ни тыла.
Почетный работник Термезского депо Василий Фанкац был одним из тех, кому выпала честь вводить самый первый состав с советской гуманитарной помощью братскому народу Афганистана.
«Я помню, там была техника, вагон, самое интересное, с мылом... Но нас это не особо не интересовало, поскольку всех занимало, что в первый раз в жизни в Афганистан все отправятся по железнодорожному пути», – вспоминает он.
Вплоть до 1989-го через мост прошли тысячи эшелонов с продуктами, оборудованием и стройматериалами. Обратно в Союз возвращались составы с разбитой военной техникой.
Официально датой начала вывода войск принято считать 15 мая 1988 года. В этот день началось выполнение женевских соглашений, по которым СССР обязался вывести свои войска за девять месяцев, а США и Пакистан – прекратить поддерживать афганскую оппозицию.
В других обстоятельствах полковник Юрий Старов вряд ли попал бы на кадры исторической хроники. Так получилось, что командир спецназа, уничтожавший караваны и базы моджахедов, в том числе и тайно, на территории Пакистана, выходил обратно к границам СССР в первой колонне.
«Люди выходили на дороги с лозунгами, с транспарантами, женщины плакали, провожая, и бросали цветы. Вы знаете, сердце кровью обливалось, потому что в этих цветах могла быть и мина, и граната, и все что угодно», – говорит Юрий Старов, командир 3-й, 10-й и 15-й отдельных гвардейских бригад специального назначения ГРУ ГШ ВС СССР.
На той войне журналисты тоже погибали, независимо от того, на чьей они стороне. Опасный вояж, который поначалу казался экстремальным путешествием, мог закончиться печально, если колонна попадала под обстрел.
К концу 1980-х политика национального примирения афганского президента Наджибуллы так и не дала результатов. Единственная сила, которая могла его поддержать, сворачивалась и уходила.
«Они нам тогда сказали: вы делаете глубочайшую ошибку, выводя войска из Афганистана, вы нас бросаете. Да, мы с вами воевали, но вы нас бросаете, и у нас сейчас начнется полный бардак», – отмечает Александр Ковалев, председатель Комитета по делам воинов-интернационалистов при совете глав правительств СНГ.
Ахмад Шах Масуд – «пандшерский лев». На той войне он был одним из самых влиятельных полевых командиров. После нее пытался сдержать нашествие талибов.
«Если талибы захватят Афганистан, они не будут этим удовлетворены. Талибы могут дестабилизировать обстановку во всем регионе. Поэтому все, кто заинтересован в разрешении афганского конфликта, должны оказывать нам помощь. Ведь талибы могут повлиять на обстановку во всем мире», – говорил Масуд.
После ухода советских войск многие афганцы связывали с ним надежду на мир. В 1989 году Масуд не стал стрелять в спину уходящим, несмотря на девять попыток его ликвидации. По воспоминаниям председателя Комитета по делам воинов-интернационалистов при совете глав правительств СНГ Руслана Аушева, моджахед, воевавший с советскими войсками и увлекавшийся трудами Че Гевары, говорил, что это не его методы.
«Когда я с ним в 1998 году встречался на территории Таджикистана, он говорил: я мог спокойно сбивать ваши самолеты, которые взлетали с Кабула, с Баграма, но я этого не делал, потому что – такое благородство», – отметил Аушев,
Всего за сутки до терактов 11 сентября 2001 года Масуда смертельно ранили террористы-смертники. Имя одного из возможных заказчиков покушения сегодня известно всему миру – Усама бен Ладен.
В 1980-х «террорист номер один» оттачивал подрывное ремесло в стычках с советскими войсками в Афганистане.
Спустя 30 лет после вывода советских войск нищая, растерзанная страна возвращает исторический бумеранг. Вопрос, как достойно выйти из Афгана, теперь актуален для США и их союзников, которые пытаются договориться со своими кровными врагами – талибами.
Деморализованная афганская армия была частью расколотого гражданской войной народа, однако и в ней были свои герои и свои мученики.
«Наджибулла прекрасный человек, я с ним встречался, разговаривали несколько раз, быстро схватывающий обстановку, владеющий обстановкой и волевой», – утверждает Чуркин.
Мохаммад Наджибулла – «Наджиб», так называли его в народе. Просоветский президент Афганистана, которого западная пресса назовет последней жертвой перестройки. Он так и не дождется помощи от своих бывших союзников и будет замучен и убит талибами, пришедшими к власти.
Спустя 30 лет после завершения советско-афганская война остается одним из противоречивых эпизодов истории. Ее ветеранам трудно свыкнуться с тем, что их интернациональный долг официально был признан ошибкой.
«Мы шли по приказу Родины, мы выполняли задачи Родины, и потом сказать той 100-тысячной группировке, вы там непонятно чем занимались», – говорит Ковалев.
Уже через месяц после вывода войск народные депутаты СССР примут постановление, по которому война в Афганистане заслуживает морального и политического осуждения.
«Было неуважение власти к тем, кто вышел из Афганистана, потому что 2-й съезд народных депутатов вот так себя повел. А раз так себя повел, то это указка, и эти власти: да пошли вы, я вас туда не посылал», – считает Чуркин.
«Тем, кто воевал, кто воюет сейчас в Сирии, им тоже завтра скажут, чего вы поехали туда? Государство для себя должно сделать вывод: если оно принимает решение послать войска куда-то, оно должно понимать, эти люди придут, и ими надо заниматься», – уверен Ковалев.
1 января 1989 года, Новый год накануне завершения вывода войск. По телевизору говорят, что война себя исчерпала. Армия в тревожном ожидании – скоро уходить из Кабула. Впереди затяжной и опасный марш-бросок через перевал Саланг. В этом походе никому не хотелось быть последним.
15 февраля 1989 года колонна советских войск покидает Афганистан. 40-я армия генерала Громова пересекает пограничную реку.
Полки, уходившие обратно в Союз, не были разгромленной армией и не были армией-победительницей. 30 лет назад из Афгана выходила одна из самых боеспособных армий в мире.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе