Российские военные накануне отметили профессиональный праздник – День защитника Отечества. Помимо России, 23 февраля по-прежнему отмечают в Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане. Советская армия – часть нашего общего прошлого. Многим из тех, кого мы сегодня привыкли видеть на экране, именно она помогла на пути к успеху. О солдатских буднях знаменитостей – корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.
Блогер Дмитрий Бергасов начинал не с ЖЖ или Twitter, а с картона и фотобумаги. Дембельский альбом, по сути, и есть его первый блог. В середине 1980-х он служил в Германии в отдельном батальоне связи чертежником.
«Автомат тоже был, но основным оружием – даже не карандаш, а перо, потому что карты все чертились тушью», – рассказал блогер Дмитрий Бергасов.
В альбоме Дмитрия стандартная схема: фото в хронологическом порядке, красочное оформление, бархатная бумага, переводные картинки. И, конечно, скромное напоминание о тяготах и лишениях.
«Рисовались адреса, картинки смешные армейские, листочки крапились. По науке все, он должен быть такими маленькими точечками, зубной щеткой это делалось. Он получался более интересный», – говорит Дмитрий Бергасов.
И в завершении – приказ министра обороны о демобилизации, плюс инсталляция на снегу. Впрочем, этот альбом можно считать образцом минимализма. В советской армии попадались куда более роскошные экземпляры с вышивкой, значками и даже металлическими вставками, а армейские рисунки – целая субкультура.
«Подобные делал я на дембельских альбомах. Какие-то случаи рисовал. Кто-то убегал в самоволку, и надо было нарисовать, как его сажают», – сказал заслуженный художник России Никас Сафронов.
Сафронов служил в Эстонии, обслуживал ракетные шахты, а все свободное время рисовал. Не для себя, а для сослуживцев. Но в один прекрасный день взбунтовался.
«У меня есть хоть какие-то льготы? Поспать больше?», – спрашивал я. А в ответ: «Ах, ты салага, ты кто такой?». И меня с щеткой в туалет с зубной, я объявил голодовку», – вспоминает Сафронов.
Оскорбленный художник даже хотел сбежать и начал симулировать помешательство, но потом передумал и не жалеет.
«Я был влюблен в одну девушку, но понимал, что не совсем мое. Армия отошла и дала мне анализ - нужна или не нужна. И я расстался», – признался художник.
Своя романтическая армейская история была и у лидера ЛДПР Владимира Жириновского в Тбилиси.
«Чуть не женился там. Это была Виолетта, ассирийка, она понравилась мне. Я мог бы, но что-то был стеснительный, потом были обязательства перед московской невестой. А, может, если бы та бы тбилисская Виолетта, может быть, лучше бы все пошло», – сказал Владимир Жириновский.
Владимир Вольфович служил в начале 1970-х в Закавказском военном округе, в отделе спецпропаганды. Изучал Ближний Восток, знакомился с местной спецификой.
«Все потом мне пригодилось, когда начался распад страны. Я все это знал, легче было спорить с оппонентами, и это мне повезло. Если бы я был в Саратове в стройбате, что бы я там узнал? Как строить дома? А я был в пекле национального вопроса», – говорит Жириновский.
Военную форму Жириновский любит примерять и сегодня. Настоящий полковник.
Армейский стиль явно по нраву и певцу Сергею Пенкину. Одних только сценических пилоток у него несколько штук. Служил в Приволжском военном округе. Начинал в учебке ракетных войск.
«Это человек, который рассчитывает место для ракеты. Шаг влево, шаг вправо, или чего не сделаешь, и ракета в другую сторону полетит», – рассказал певец Сергей Пенкин.
Но потом командиры заметили его уникальный певческий талант и перевели в военный оркестр. Впрочем, и некоторые боевые навыки Сергей не растерял.
«Года три назад я автомат Калашникова не за 45 секунд, а за три минуты собирал и разбирал. Нет, разбирал быстро, собирал за три минуты», – вспоминает Пенкин.
Актер Сергей Селин и вовсе командовал музыкальным взводом. И говорит, что служба была не из легких.
«Мне приходилось жестко отбиваться. Репетировать не давали, музыканты были с большой натяжкой: кто-то играл на гармошке в своей деревне, не в обиду, или на балалайке», – говорит актер Сергей Селин.
С военной карьерой у Селина не сложилось: пришел сержантом, ушел рядовым.
«Меня под конец службы разжаловали, но не за мою провинность, а за то, что я командовал людьми, которые провинились», – признается актер.
Но этот опыт только закалил Сергея. И в итоге страна получила Дукалиса – образ мужественного и честного офицера.
А комик Карен Аванесян свой альбом оставил на малой родине в Баку. В Москву привез лишь несколько фотографий, впрочем, весьма красноречивых.
«Когда командир части увидел меня в этом обмундировании, он смог произнести только одну фразу: «Аванесян, прячься, чтобы тебя никто не видел. Если американцы узнают, что у нас такие солдаты, они бы давно на нас напали», – вспоминает заслуженный артист РФ Карен Аванесян.
Служил Аванесян в Подмосковье, в частях ПВО. Скидок на физические данные никто не делал, так что Карену пришлось оттачивать свой талант пародиста:
«Я говорю: «С вами говорит командир части, полковник Калюжин». В ответ: «Дежурный повар Нурунбетов, слушаю вас!» «Аванесяна знаешь?», спрашиваю. «Конечно, знаю», говорит. «Вот он придет, накорми его как положено и пусть идет дальше работает». Я прихожу, меня замечательно кормили: бачок первого, бачок второго, чайник с компотом. Мне так это понравилось, что я стал чаще звонить. И как-то раз звоню: «С вами говорит полковник Калюжин». И в трубке слышу: «Кто со мной говорит?».
Среди тех, кто прошел армию, много узнаваемых лиц: миллиардеры Роман Абрамович и Олег Дерипаска, политики Геннадий Зюганов и Сергей Миронов, актер Гоша Куценко, стриптизер Тарзан, стилист Сергей Зверев. Такие разные люди и разные таланты, но все их личные истории объединяет одна общая страница в большом дембельском альбоме.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе