Больше продукции на экспорт – такую задачу поставил перед Россией в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин. Продовольствие – одна из самых быстрорастущих статей российского экспорта. А доходы от него в отличие от нефтегазовых почти не зависят от внешних рынков. Где уже на вкус оценили российские продукты, и каковы перспективы, разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Андрей Шашков.
Пока за рубеж идет отечественная продукция без брендов. По итогам 2018 года продовольственный экспорт из России вырос на 20% и достиг 24 млрд долларов. Это больше, чем ВВП Эстонии, Кипра или Исландии. Больше, чем принесли продажи знаменитого на весь мир российского оружия.
Основные доходы приходятся на три группы товаров. Главная статья: пшеница – 10 млрд долларов. На втором месте рыба и морепродукты, на третьем – масложировая продукция, прежде всего, подсолнечное масло. Например, в Японии, Корее, Индии и Вьетнаме ценятся российская нерка, минтай, другая мороженая рыба и морепродукты.
«Черная икра тоже ассоциируется с Россией. Ее тоже можно фасовать. Как, например, осетровая знаменитая в синих баночках икра, ассоциируется с российской. Конкурирует с иранской икрой по всему миру», – говорит Алексей Каневский, руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России».
Основные покупатели российского зерна – Египет и другие страны Северной
Африки. Китайские интернет-магазины выводят на рынок российские кондитерские изделия, сухие снеки и пиво.
20% сельхозэкспорта из России приходится на страны СНГ.
«Здесь партнеры Беларусь и Казахстан. И много продуктов по тем странам, с которыми мы привыкли работать, это Единое экономическое сообщество. Здесь у нас вкусовые пристрастия совпадают, и достаточно произвести продукт, поставить его в страну», – считает Дмитрий Востриков, исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз».
Одна из главных проблем, по мнению экспертов, в брендах. Просто зерно и просто рыба могут быть откуда угодно. Итальянский пармезан, французское шампанское, швейцарский шоколад – эти продукты ассоциируются у покупателя с конкретной страной происхождения, и конкурентам сложнее потеснить их с полок. Российские экспортеры пока только начинают развивать это направление.
«У нас есть возможность экспортировать не только сырьевую базу, то есть рыбу в том виде, в котором она вылавливается, но и в переработанном виде. Более глубокая переработка дает возможность больше зарабатывать на конечном продукте», – отмечает Полина Кирова, руководитель аналитического агентства.
Но это не единственное ограничение на пути к мировому господству России на полках супермаркетах. Самый близкий и самый богатый рынок – Евросоюз – для нее был закрыт и до начала санкционных войн.
«Если проанализировать европейский рынок, то там существует очень много ограничительных мер. И пошлины на ввоз продукции – просто запретительные. Если выровнять условия аграриев, допустим, по дотациям, то наша продукция получится очень конкурентоспособной на этом рынке», – утверждает Дмитрий Востриков.
Но мир не ограничивается Европой. Число потребителей и их доходы быстрее всего растут в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки. А значит, перспективы у российских аграриев, несмотря на все ограничения, более чем позитивные.
Подробнее в сюжете: Экономика