В России готовятся отметить столетие республики Башкортостан. Символом истории башкирского народа, его культуры и быта стал цветок – курай. Неслучайно именно он украшает флаг республики, а в ее гимне на фоне духового оркестра солирует курай музыкальный, сообщает корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина.
От «Князя Игоря» до народных песен. В репертуаре Роберта Юлдашева сотни мелодий. Кураист-виртуоз, на степной флейте он играет почти 40 лет. Его история как со страниц восточной сказки.
«Во втором классе с родителями пошел в гости. И приехал один аксакал из далекой деревни. Он достал тубус чертежный и оттуда тростники. И заиграл. В этот момент у меня по всему телу мурашки», – говорит народный артист Республики Башкортостан.
Курай в переводе – «сухой тростник». Изготавливают инструмент строго под мерки кураиста – рост и объем легких. Поэтому стебель для своего курая каждый музыкант ищет сам.
«Такая считалочка есть: «Ты кто? Курай. Зачем пришел? Дарить людям радость», – говорит Роберт Юлдашев.
Курай – это не только особая техника дыхания. Параллельно музыкант поет. Чем ниже голос, тем ближе флейта к звукам степи и шуму ветра.
«Деревянный инструмент сделан из дуба, березы или липы. Они уже темперированы для игры с оркестром. А у тростника очень интересная составляющая в звуке: он очень мягкий и более природный звук», – говорит кураист.
Для башкирского народа курай – больше, чем музыка. Цветок этого растения на флаге и гербе республики. О курайсы – так называют мастеров игры на этом духовом инструменте – писали этнографы еще в XVIII веке.
Чтобы сухой тростник зазвучал, мастер Роман обтачивает заготовку до конуса. Работа – ручная. Инструменты – напильник и ершик с наждачной бумагой. Чем точнее пропорции, тем больше октав сможет взять музыкант.
«Сделаешь инструмент, думаешь, что он в хорошем состоянии, а в нем где-то может быть трещина. Или что-то неправильно в нем сделал, и он, как будто человеку наступили на грудь, груз поставили, не звучит, шипит», – говорит мастер по изготовлению музыкальных инструментов Роман Рогив.
И после лакировки курай нельзя назвать готовым. Первый год музыкант только привыкает к голосу инструмента, который у каждого курая, как и у творца, свой.