Сегодня последний день широкой Масленицы, когда все православные верующие отмечают Прощеное воскресенье и готовятся вступить в период Великого поста.
В этот день на утреннем богослужении в церкви читают отрывок из Евангелия от Матфея, в котором Иисус Христос учит народ прощать ближнего своего. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». А на вечерней службе совершается Чин Прощения – особое богослужение, в конце которого настоятель храма и все священники выходят к прихожанам и просят прощения у них и друг друга.
Итак, что же это за обычай такой – просить прощения у всех и каждого? И почему именно в этот день? Мы спросили об этом священников и православных педагогов.
«Традиция просить прощения накануне Великого поста происходит из древних монашеских общин, где стремление хранить мир и братскую любовь было таким сильным, что братья стремились взаимно испрашивать прощения и прощать каждый день на закате солнца, исполняя наставление апостола, восходящее еще к Ветхому Завету: «солнце да не зайдёт во гневе вашем; и не давайте места диаволу», – рассказывает ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Священник Георгий Кочетков.
Действительно, когда мы обижаемся, гневаемся на кого-то, злимся — то что это, как не ростки зла, которые мы добровольно впускаем в свою душу? Именно так мы «даем место дьяволу» в ней. Поэтому изгнать обиду, злость и гнев так важно еще до того, как начнется Великий пост.
«К этому не нужно подходить механически, лишь бы произнести некую сакраментальную формулу – «прости меня» и «Бог простит, ты меня прости, – говорит Георгий Кочетков. – Важно в сердце своём водрузить знамя мира – и подойти, или хотя бы позвонить, или написать прежде всего тем, с кем этого мира в сердце нет или он был нарушен, или не восстановлен до конца, даже если нет большой уверенности в том, что человек откликнется и ответит прощением и испрашиванием прощения. Нужно постараться распространить этот духовный мир как можно шире и глубже».
Интересно, что просить нужно именно о прощении, а не об извинении. Казалось бы, в чем разница между словами «прости» и «извини»? Ведь это почти синонимы! Но нет, между ними огромная разница. Вот что сказал в одном из своих интервью священник Максим Первозванский: «Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться».
То есть «прости» – это такая форма покаяния. Не перед Господом, а перед нашими друзьями и близкими, у которых мы просим прощения. При этом совсем не обязательно подробно перечислять, за что именно мы считаем себя виновными. Ни к чему бередить в их душах старые обиды, заставлять вспоминать те чувства, которые они сами испытывали в связи со своей обидой. Напротив, этот день призван утихомирить все бури в душе, отпустить весь тот негатив, который может быть накопился в отношениях с ближними.
Не надо и бросаться в крайности: ни превращать просьбу о прощении в шутку, ни кидаться на колени не стоит. Это, конечно, трудно – искренне, глубоко и спокойно попросить прощения у всех. Но это очень нужно вам самим.
Прощеное воскресение – как мост, ведущий в первую седмицу Великого поста. Для того, чтобы на него вступить, нужно избавиться от того, что нам мешает дышать воздухом духовной весны. «Прощение и примирение – это всегда акт свободы, освобождения от дрязг, обид, непонимания, зацикленности на себе», – говорит Георгий Кочетков.
Поэтому второе, что нужно сделать в этот день – это простить тех, кто виноват перед нами. Кому хоть раз удавалось искренне и всей душой простить другого человека, знает, как легко становится от этого на душе, как спокойно и радостно. Это происходит даже если обидчик и не просит о прощении, не раскаивается. Мы словно отпускаем какие-то черные нити боли, которые связывают нас с ним. И боль уходит, она больше не может причинить нам вреда.
Одной из христианских добродетелей во все времена считалось смирение. Так вот простить обидчика – это и есть самая настоящая тренировка на смирение. Ведь этим мы признаем, что и сами не совершенны, и сами множество раз причиняли кому-то боль, возможно, даже и не осознавая этого.
В Прощеное воскресенье пекутся последние перед постом блины и собираются за праздничным столом последние гости. Да и само масленичное гуляние накануне Великого поста обычно заканчивается дружеским обниманием и испрашиванием прощения друг у друга.
На Руси в этот день принято было всех накормить и раздать милостыню. Как пишет в воспоминаниях о своем детстве Иван Шмелев в книге «Лето Господне», блины в этот день раздавались убогим: «убогие блины» пеклись. В современной жизни вряд ли это возможно. Но последний день Масленицы все равно может быть моментом одаривания щедростью – через традицию гостеприимства, или через визиты со своим угощением к тем, у кого стол обычно не изобилен.
А еще в этот день хорошо прощать не только старые обиды, но и старые долги. Ведь и это – своего рода благотворительность. Если вы попробуете добровольно и искренне простить кому-то его долг, вы почувствуете такую свободу, которая ни в какое сравнение не идет со свободой и радостью прощенного должника!
\
Подробнее в сюжете: Русская православная церковь (РПЦ)