Антигероем этой недели смело можно назвать австрийского лыжника Йоханнеса Дюрра. В среду его арестовали по подозрению в нарушении антидопинговых правил. А ведь это он не так давно раскрыл нечестную схему, которой пользуются многие спортсмены: когда атлеты переливают в организм кровь, причем свою. Зачем, попытался понять корреспондент «МИР 24» Максим Драгнев.
Австрийского лыжника Макса Хауке поймали за руку. С этим багажом до старта точно не доехать. Австрийская полиция выяснила: таких, повязанных кровью, целая сеть.
«Мы 24 часа в сутки семь дней в неделю следили за каждым их шагом и постепенно идентифицировали этих спортсменов», – сказал представитель Федерального управления полиции Австрии Дитер Цефан.
Обыски грянули прямо во время чемпионата мира по лыжным гонкам. Следы привели к пяти атлетам – это австрийцы Макс Хауке и Доминик Бальдауф, эстонцы Карел Таммъярв и Андрус Веэрпалу, а также казахстанский спортсмен Алексей Полторанин.
«Инцидент с Полтораниным бросает тень на весь лыжный спорт Казахстана, но этот случай никоим образом сборной Казахстана не касается», – заявил спортивный журналист и комментатор Сергей Райлян.
А вот коллеги-лыжники в выражениях не стеснялись.
«У меня была одна из моих лучших гонок... Но все, о чем я могу сейчас думать, это то, насколько я потрясен тем, что люди, которые вам нравятся, с которыми вы шутите каждую неделю и думаете, что они классные парни, оказываются мелкими (обманщиками). Не осталось и унции моего уважения», – заявил британский лыжник Эндрю Масгрейв.
Своих сдал австрийский лыжник Йоханнес Дюрр, он сам попался на допинге в Сочи. Его лишили всех медалей, так что терять было нечего. Все из-за кровяного допинга. Почему бы не рассказать о нем в фильме журналиста Хайо Зеппельта.
«У меня было ощущение, что за мной следят. В углу стояли приборы, а я ложился на кровать. Аппараты очень громко работали. Я боялся, что меня раскусят и разоблачат», – признался Дюрр.
Кровяной допинг – процедура нехитрая: спортсмен заранее сливает свою кровь – 300-400 миллилитров, а специально обученные люди за деньги замораживают ее и отправляют в секретную лабораторию, где плазму отделяют от эритроцитов. Их-то перед стартами спортсмену и переливают обратно. Балуются этим, как правило, в циклических видах спорта: бег, лыжные гонки и велоспорт.
«Повышается выносливость колоссально. Прирост выносливости в 10% дает секунды, а это медали, это деньги. Кровяной допинг внесли в запрещенный список. Там, если почитать запрещенный список под литерой «Н», идут все манипуляции, вплоть до внутривенных вливаний», – сказал врач спортивной медицины Андрей Сиденков.
Но допинг-тест здесь почти бесполезен. Поймать можно только с поличным. Спортсмены при этом совсем не думают о здоровье, а стоило бы.
«Он может получить тромбофлебит или гематому, может воспалиться вена. Если он делает это в туалете, столовой, гостиничном номере, получит инфекционные осложнения. Когда мы добавили клетки, их стало больше по отношению к жидкой части. Кровь более вязкая, эритроциты слипаются. Здравствуй, тромб», – пояснил Андрей Сиденков.
Полицейскую операцию под кодовым названием «Кровопускание» провели в австрийском Зеефельде. Там лабораторию замаскировали под парикмахерскую. А также в немецком Эрфурте, где, как полагают следователи, находился центр допинговой сети.
«Тренер сказал, что в Германии есть врач, который организует такие вещи. Я согласился. Это спонсорские деньги. Забор крови происходил во Франкфурте и Берлине», - признался лыжник из Эстонии Карел Таммъярв.
Карел Таммъярв «на игле» уже три года. По его словам, явки-пароли дал их тренер Мати Алавер. Алексей Полторанин, кстати, с ним тоже когда-то работал.
«Я признаю то, что в 2016 году дал Карелу контакт немецкого спортивного врача. Я всего лишь дал контакт, я не советовал его использовать. Я вынужден признать, что знал о том, что он использует допинг», – сказал Мати Алавер.
Зачем эстонцы с австрийцами баловались кровью, неясно. Никто из них даже не претендует на топ-20.
«Иногда спортсмены не отдают себе отчета. Им что-то нужно, и они это делают перед стартом. Зачем делал лыжник такую сложную, опасную манипуляцию, даже не претендуя на какие-то места? Наверное, из глупости, из страха», – предполагает специалист по антидопинговому обеспечению Федерации велоспорта России Кира Рогова.
Общительного Йоханнеса Дюрра все же арестовали. Допинг в Австрии – это уголовное преследование. Доносчику, как говорится, и первый кнут.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе