Миллиарды на культуру из частного кармана. Протянуть руку помощи и раскошелиться сегодня готовы многие бизнесмены: они пополняют музейные фонды, дают деньги на фильмы и поддерживают рублем театры. Без этой помощи культурным заведениям выжить было бы непросто. Вдохнуть новую жизнь в российский кинематограф решил миллиардер Роман Абрамович. Он открыл свой частный фонд кино, откуда будет выделять значительные суммы на производство фильмов. Выгодно ли сегодня инвестировать в культуру и зачем большим бизнесменам это нужно – в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24» Валентины Бекшаевой.
Патриотизм и любовь к российскому кино двигали бизнесменом Романом Абрамовичем, когда он отстегивал приличную сумму на «Историю одного назначения», бюджет которого составил 110 млн рублей. Режиссер Авдотья Смирнова звонок миллиардера сначала не восприняла всерьез, но тот прочитал сценарий и решил вложиться. В титрах просил его не упоминать, и был таков. Адресные инвестиции очень скоро переросли в собственный Фонд «Кинопрайм». За три года бизнесмен выделит 6 млрд рублей на производство отечественных фильмов. Только за 2019-й такой поддержкой смогут заручиться 15 картин.
«Мы рассчитываем, что это принесет определенную прибыль, которая будет инвестирована в отрасль, это важно. Вместе с тем, нас интересует профессиональная оценка, которая будет выражаться в призах и премиях; индекс прессы, большое количество положительных рецензий, отзывов, это было бы правильно для тех проектов, которые фонд будет поддерживать», – отметил директор Фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм» Антон Малышев.
По условиям фонда, финансировать будут не больше 50% от бюджета фильма и преимущественно на финальной стадии производства. Отбором картин займется экспертный совет во главе с режиссером Павлом Чухраем.
«Если те люди, которые хотят вкладывать в российское кино, будут вкладывать не на производстве, где легче всего украсть, а именно в дистрибьюцию и в рекламу, это можно только приветствовать. Русское кино мы смотрим в пределах Московской кольцевой автодороги, а есть регионы, до которых особенно авторское кино не доходит», – сказал кинокритик Давид Шнейдеров.
Первые деньги фонда Абрамовича достались картине «Фея» режиссера Анны Меликян, главную роль исполнит Константин Хабенский. Откровенно говоря, любовь миллиардера к культуре – не новость. Абрамович открыл музей современного искусства «Гараж», продолжает спонсировать различные выставки и проекты, а также входит в попечительский совет Большого театра.
«Такие вещи могут делаться по разным соображениям – от альтруистических, инвестиций в хобби до получения косвенной прибыли или получения налоговых вычетов, как это делается во всем мире. На самом деле практически все люди, когда достигают определенного уровня благосостояния, перестают думать чисто о материальных благах и финансовой выгоде. Им интересно становится и искусство, и поддержка искусства без всякой выгоды для себя», – говорит главный стратег инвестиционной компании Дмитрий Александров.
Как известно, культурные приобретения в цене не потеряют. К тому же с помощью инвестиций в них можно развивать новые направления в искусстве или помогать сохранять старое. Миллиардер Виктор Вексельберг стал владельцем крупнейшей в мире коллекции яиц Фаберже, а Алишер Усманов вернул в Россию собрание русского искусства Ростроповича-Вишневской, заплатив больше 40 млн долларов. В 2013-м бизнесмен вручил Пушкинскому музею полотно Франса Халса Старшего «Евангелист Марк».
«50% нашего бюджета – это помощь меценатов, это очень много. В прошлом году благодаря одному из меценатов мы купили замечательную вещь итальянского художника Фиорини, мы его давно очень хотели купить. В этом году нас ждут большие дары античного искусство. В дар от семьи Карисаловых мы получаем большую коллекцию, ее нам дарит один из самых активных меценатов нашей страны», – рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
Заслуга Усманова – и возвращение на родину коллекции советских мультфильмов. Права на «Чебурашку», «Аленький цветочек» и «Ежика в тумане» когда-то принадлежали американской компании.
Ценная коллекция в подарок музею или новая постановка на средства меценатов. Зрители зачастую не задумываются, благодаря кому могут наслаждаться искусством. Такие культурные жесты бизнесменам, как правило, доходов не приносят, зато увеличивают собственную значимость в обществе. Народ, кстати, не против и до сих пор помнит щедрость меценатов Третьякова, Щукина и Морозова.
Подробнее в сюжете: Культтуризм