Улытау – священное место для каждого казаха, духовная столица страны. С древних времен это был центр для наших предков. К зеленым пастбищам в предгорьях стекались летом кочевники с запада и с юга, с севера и востока. Именно здесь в 1730 году собралось ополчение из всех трех жузов против джунгар (жуз – исторически сложившееся объединение казахов; всего образовалось три жуза: Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз; объединение в жузы произошло во время набегов джунгар, предков калмыков – прим. ред.) И именно здесь произошла историческая для казахского народа победа над врагом.
В переводе с казахского «Улытау» означает «Великие горы». За многие километры бескрайней степи видна горная цепь, которая поражает своей величественностью и красотой. А степной ковыль словно шепчет на ветру, рассказывая истории, которые происходили на этой земле. Улытау и сегодня считается священным местом, местом силы и эпицентром кочевой цивилизации.
«Когда мы рассказываем про Улытау, мы всегда говорим, что это ставка многих ханов, правителей кочевых орд, это первая ставка Золотой Орды, это место, где образовалось Казахское ханство, это место, где три жуза проводили курултаи (собрания). И здесь произошло первое сражение с джунгарами, где казахи победили, и потом уже пошли другие победы. И это еще раз подтверждает, что Улытау – исторический центр Казахстана. Кроме того, Улытау является географическим центром. Если мы возьмем карту и мысленно с севера на юг и с запада на восток проведем линии, то как раз центром окажется Улытау», – рассказывает директор Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау» Бахтияр Кожахметов.
Ежегодно эти сакральные места посещают более 30 тысяч туристов. В районе свыше 600 памятников, почти половина из которых занесена в историко-культурную карту фонда заповедника-музея «Улытау». Это мавзолеи Джучи-хана, Алаша-хана, Домбауыл, комплекс Теректы-Аулие, древнее городище Баскамыр, вершина Аулие-тау и многие другие объекты. Все они находятся под защитой государства. По словам Бахтияра Кожахметова, есть немало письменных источников, которые подтверждают, что это место является с древнейших времен сакральным не только для казахов, но и всего тюркского мира.
«Это огромная территория, и первая наша обязанность – охранять памятники, которые находятся в степи. Это мазары (могилы мусульманских «святых»), курганы, городища, наскальные риснуки, каменные изваяния. Это все, что находится вне музея, в степи», – делится директор заповедника-музея.
В 80 километрах от Жезказгана находится мавзолей Алаша-хана. Археологи утверждают, что он был построен в конце XV века. В народе ходит немало легенд, связанных с личностью Алаша-хана, причем упоминания о нем фигурируют и в преданиях других тюркских народов. Имя правителя связывают с возникновением трех казахских жузов. Термин «алаш» относится к глубокой древности, когда племена-роды еще не обособились и имели общий скот. Это исконное тюркское слово, означающее «родичи, братья, единомышленники». Собственно, «алаш» – само название казахов. Известный историк Жамбыл Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов» сравнивает многочисленные легенды об Алаша-хане и находит наиболее полным вариант Машхура Жусупа Копеева: «До Алаша-хана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого (покрытого пятнами – прим. ред.) мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как уран – «боевой клич». У них был уговор: бросаться на врага с этим ураном, а тех, кто не произнесет этого имени, будь он даже родным отцом, убивать, как ярого врага. С тех далеких времен остались слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим ураном стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов...».
Место захоронения Алаша-хана почитают и сегодня. Высота мавзолея – десять метров, построен он из кирпича. Неоднократно был реставрирован, причем купол возведен заново уже в XXI веке. Отличительной чертой от других подобных сооружений является наличие лестницы, которая ведет вверх по круговой галерее. После того как попадаешь на крышу, можно, как со смотровой площадки, полюбоваться окрестностями и осмотреть большой некрополь, который расположен по соседству с мавзолеем.
«Это то самое место, где наши предки избирали хана и трижды поднимали его на белом войлоке. Историческое место. Среди местных людей бытует поверье, что в этом мавзолее захоронен сам Чингисхан. Он прибыл в эти места на похороны своего старшего сына, однако здесь нашел и свое последнее пристанище. Говорят, что для того, чтобы его могилу не осквернили, этот факт тщательно от всех скрывался. Подтвердить или опровергнуть данную версию ученые пока не могут», – рассказывает экскурсовод Сагадат Мухамбетов.
Народные предания гласят, что в этих местах был похоронен и старший сын Чингисхана Джучи (Жошы). Мавзолей Джучи-хана был сооружен в 1227 году на склонах Улытау на берегу реки Кенгир. По легенде, Джучи-хан нашел свою смерть во время охоты, будучи растерзанным диким куланом (вид из семейства лошадиных, внешне напоминает осла – прим. ред.), который уже был ранен стрелой. Вожак стаи, который уводил от всадников свое потомство, внезапно развернулся, бросился на Джучи, сорвал хана с коня и отгрыз ему правую руку.
«Это мавзолей Джучи-хана, старшего сына знаменитого на весь мир Чингисхана. По его приказу он отправился в свою первую военную кампанию. Когда ему исполнилось 32 года, он отправил войска из Тянь-Шаня на Волгу, выделив четыре тысячи военнослужащих. Сам Джучи-хан погиб при таинственных обстоятельствах. Некоторые считают, что его смерть была подстроена по приказу жестокого отца. В 1946 году советские археологи выкопали тело захороненного здесь человека. Оказалось, что его череп и правая рука были сломаны. Тогда ученые пришли ко мнению, что здесь похоронен именно Джучи-хан», – рассказывает Сагадат.
Тихо шелестит иссушенная солнцем степная трава и у другого сооружения, которое также веками хранит истории – мавзолея Домбауыл. Ученые относят его к доисламскому периоду (VIII – IX в.в.). Мавзолей построен из плитняка (пластин природного камня – прим. ред.) на глиняном растворе, представляет собой высокое конусообразное сооружение на фундаменте, близком к квадрату. Входной проем приподнят от уровня земли на два метра, к нему ведут пять высоких ступеней высотой 37 сантиметров каждая. Толщина стен в некоторых местах достигает 2,5 метра. Такие каменные надгробные сооружения наподобие Домбауыла у казахов назывались «уйтасами», «дынами».
По одной из версий, мавзолей был возведен в честь великого музыканта и воина Домбауыла, само существование которого находится где-то на грани истории и мифа. Одни легенды говорят, что он был придворным музыкантом Чингисхана, другие – что он был джигитом, истребившим табун куланов, из-за которых погиб Джучи-хан. По третьей версии, Домбауыл считается предком Потрясателя Вселенной, будучи родоначальником-основателем племени Кияс (другое название Кият). А Чингисхан происходил из части этого племени, и то, что мавзолей Джучи-хана находится недалеко от мавзолея его предка Домбауыла, якобы совершенно не случайно.
«Многие считают, что знаменитый казахский кюй (традиционная казахская инструментальная пьеса, исполняемая на домбре или других народных музыкальных инструментах – прим. ред.) «Аксак-кулан» («Хромой кулан») появился благодаря Домбауылу. Когда сын Чингисхана Джучи погиб на охоте, придворные боялись сообщить весть грозному правителю. Лишь Домбауыл (по другим легендам – Кетбуга) согласился рассказать Чингисхану о смерти сына: он ничего не говорил, просто играл на домбре, грозный хан понял язык музыки и приказал залить домбру горячим свинцом», – говорит экскурсовод.
Загадки, загадки, загадки. Сопки Улытау полны тайн, и ученым еще предстоит потрудиться, чтобы разгадать их и рассказать, какие секреты хранят эти древние степи и горы. Ясно одно: Улытау – это не просто географический центр Казахстана, это сердце страны, сакральное место для каждого казаха.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Фото: МТРК «МИР».
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет