В Театре имени Пушкина представили премьеру постановки под руководством известного британского режиссера и писателя Деклана Донеллана – «Рыцарь пламенеющего пестика». Интересные размышления о степени свободы, театре как тоталитарном искусстве, особенностях русского зрителя глазами англичанина и о многом другом Донеллана рассказал в эксклюзивном интервью телеканалу «МИР».
- Вы не в первый раз работаете в России, уже говорите по-русски?
Нет, я не говорю по-русски, но многие слова знаю, поскольку часто бываю в России. Некоторые слова ко мне приклеились. Например, «к сожалению». Я знаю, что если слышу «к сожалению» в начале предложения, то дальше будет что-то плохое. Еще когда мы ставили «Бориса Годунова» МХАТе им. Горького, все время звучало слово «граница». Я вчера еще ехал в такси и слышал, как по радио произнесли словосочетание «ирландская граница», я понял, что разговор идет о «Брексите».
- Как вы относитесь к «Брекситу»? Рады, что парламент не проголосовал?
Я от «Брексита» в ужасе. С самого начала было понятно, что будет адский бардак. Теперь почему-то все удивляются: «О, Господи, какой бардак!» Очевидно, что это будет оставаться бардаком очень долгое время. Странная вещь – когда стареешь, начинаешь с удивлением замечать, что удивляет других. Когда сейчас люди говорят: кто бы мог подумать, что будет так сложно, хочется сказать, что это было очевидно с самого начала. И теперь этому не будет конца и это будет длиться вечно.
- В спектакле «Рыцарь пламенеющего пестика» есть пугающая современность. Нам кажется, что большая роль зрителей – это особенность сегодняшнего театра. И вдруг мы находим подтверждение, что в начале 17 века все было то же самое.
Да, это очень пугающе. Мне кажется очень интересным, что ни Шекспир, ни Бомонд, когда писали свои пьесы, не знали, что через 40 лет случится популистская революция и все театры будут закрыты. Для меня этот период в английской истории сравним с НЭПом в России, когда необыкновенное буйство творческой свободы, огромное количество прекрасных пьес было написано, и как ни странно, правящему классу, королю Якову и в некоторой степени Елизавете, театр как раз нравился. А ведь это народ восстал против театра. Потому что их бесило, что театр – это то, куда ходит интеллигенция. И они восстали закрыли все театры.
Продолжение интервью смотрите в видеоролике.
Подробнее в сюжете: Театр