В честь 100-летия Башкирской АССР, которая первой из советских республик обрела независимость, «МИР 24» рассказывает читателям о природе, традициях и ремеслах этого региона. Сегодня мы поговорим о таком удивительном и редком музыкальном инструменте, как курай.
«Где башкир, там курай», – гласит старинная башкирская поговорка. В жизни народа Башкортостана этот инструмент действительно играет значимую роль и даже является одним из главных символов республики.
Фото: Википедия / Frhdkazan
Внешне курай больше всего напоминает флейту, но звук у него совсем другой: более глубокий и многогранный. В классификации музыкальных инструментов курай отнесен к аэрофонам, которые входят в подгруппу флейтовых, и представляет собой разновидность продольной флейты. Впрочем, некоторые кураи относятся к подгруппе язычковых духовых инструментов, куда также входят кларнет, саксофон, фагот, гобой, а также гармоника и губной орган.
В зависимости от конструкции и материала изготовления выделяют несколько разновидностей курая. Длина инструмента может варьироваться от 12 до 100 сантиметров. Но самое интересное в курае – это, конечно же, его неповторимое звучание. Вот как описывает этот удивительный инструмент профессиональный кураист, руководитель ансамбля «Курайсы» Роберт Юлдашев: «Курай – это единственный инструмент, который по своему тембру очень близок к человеческому голосу. Игра на нем – это еще и дыхательная практика, благодаря которой человек приходит к гармонии со Вселенной. Курай очень полезен и для того, кто на нем занимается, и для того, кто слушает».
Фото предоставлено Робертом Юлдашевым
Этимологи до сих пор спорят о происхождении слова курай, но все версии так или иначе связаны с растением, из которого изготавливается инструмент. Так, есть предположения, что слово курай представляет собой смесь слов «кура» (стебель крупного зонтичного растения) и «най» (флейта). Некоторые исследователи полагают, что слово курай произошло от древнетюркского qağuray, в котором корень «qaq» означает «сухой», «высушенный». Слова с похожим корнем присутствуют также в алтайском (каурай означает «сухой камыш»), в монгольском (хуурай – «сухой»), в сибирскотатарском (курау – «высушивать»), в марийском (каура – «сухой», «ломкий») и даже в венгерском языке (koro – «сухой стебель»).
Кстати, курай можно не только услышать в гимне Башкортостана (он солирует на фоне духового оркестра), но и увидеть на национальном флаге и гербе – их украшает цветок курая. Как говорят сами башкиры, семь лепестков в соцветии символизируют дружбу семи родов, которые положили начало единению народов, проживающих на территории Башкортостана.
Флаг Республики Башкортостан, в центре – соцветие курая
С кураем в башкирской культуре связано множество легенд. Самая популярная из них описывает чудесное происхождение этого инструмента из стебля тростника и раскрывает «божественную» сущность курая.
«Есть такая древняя легенда: возвращается пророк после встречи с Богом и пробует рассказать людям о своей радости. Но люди не понимают его. И вот он слышит голос, который говорит ему: «Выйди, встань среди Уральских гор и расскажи им свою радость». И он начинает рассказывать лугу, горам о своей радости, и из земли вырастает тростник. На ветру он начинает издавать звук, и пастушок, который пасет коней, срезает его и начинает играть. С тех пор говорят, что радость Создателя звучит через этот инструмент», – рассказывает Роберт Юлдашев.
Фото: ТАСС/Виктор Воног
Он играет на курае уже почти 40 лет и заслужил звание кураиста-виртуоза. Его репертуар простирается от народных башкирских песен до оперных арий. Ансамбль «Курайсы» под руководством Юлдашева выступал на многих мировых сценах, включая знаменитый театр «Ла Скала» и Кремлевский дворец в Москве. Музыкант сотрудничал с такими артистами, как Владимир Спиваков, Николай Носков, Гарик Сукачев, Пелагея, и многими зарубежными звездами.
Юлдашев признается: когда впервые услышал курай, по телу побежали мурашки. Но освоить игру на этой флейте не так-то просто.
«Один звук играется, как на флейте, а второй звук – поется. В результате получается такое интересное многоголосье, и даже в некоторых местах возникает расщепление до трех голосов. Поэтому изобразительные способности курая очень велики – от тонкой лирики до драмы и патриотического пафоса», – объясняет Роберт.
Группа «Курайсы». Фото предоставлено Робертом Юлдашевым
Каждую флейту мастер изготавливает по индивидуальным меркам: необходимо учитывать рост и объем легких человека. Поэтому считается, что стебель для своего курая каждый музыкант должен найти сам. Во время игры важно не только совмещать игру и пение, но и дышать особым образом. Подобные дыхательные практики оказывают очень благотворное и даже целительное воздействие на человека, уверяет Юлдашев.
«Однажды мы встретились с буддийским монахом, который с трех лет воспитывался в Шаолине. Когда он впервые услышал курай, то очень удивился. Мы, говорит, эти целительные звуки 15 лет учимся извлекать, чтобы людей лечить, а у вас они присутствуют в древних мелодиях! А мастер ЧОМ (Чернэ Олег Михайлович), мастер международного класса по даосским практикам, так говорил о курае: «Это инструмент, который формирует пространство», – рассказывает Юлдашев.
Курай – очень древний инструмент. Хотя первые письменные упоминания о нем появились в XIII-XIV веках, инструменты такого типа, найденные при раскопках, датируются IV-II веками до нашей эры. Тема происхождения курая фигурирует во многих произведениях башкирского фольклора, записанных в XIX – начале XX века. Башкиры рассказывают, что в древности кураисты (как, собственно, и сейчас) были не просто музыкантами, услаждавшими слух людей музыкой. Важной частью их ремесла было умение рассказывать истории: с каждой мелодией была связана легенда, которую кураист должен был донести до слушателей перед началом игры. А иногда люди сами догадывались, о чем он играет. Башкиры верят: звуки курая в сочетании с голосом музыканта могут поведать о многом.
Фото предоставлено Робертом Юлдашевым
«Была такая интересная история: мы с обладателем «Грэмми» Ильдаром Абдразаковым однажды выступали в «Ла Скала». Чтобы послушать этот концерт, туда прилетели люди из Англии, Новой Зеландии, Австралии и Америки. И когда мы играли, публика словно не дышала, как будто впитывала каждый звук, каждое дыхание. После концерта некоторые зрители пришли к нам за кулисы, просили посмотреть мой инструмент. И одна женщина меня удивила, сказав: «Когда вы играли, я видела зеленые горы! Такие горы, как на границе между Италией и Швейцарией – это Альпы!». Но на самом деле я эти Альпы никогда не видел, я играл про Уральские горы. Самое удивительное, что она это «считала» через мелодии!», – рассказывает Роберт.
Искусство игры на курае очень сильно отличается от игры на привычных нам музыкальных инструментах, настаивает Юлдашев. «Есть же, например, музыканты, которые могут одновременно играть на скрипке и в WhatsApp переписываться. А здесь музыкант играет с полным погружением: древние исторические события и легенды как бы проносятся перед ним. И для слушателей это тоже более глубокое погружение», – отмечает музыкант.
Несмотря на свою многовековую историю, курай остается не только самым старинным, но и самым популярным в Башкортостане музыкальным инструментом. Роберт Юлдашев считает, что освоить игру на курае может любой, независимо от рода занятий.
«Курай – это инструмент, который помогает тебе осуществлять саморегуляцию и обрести спокойствие, духовное равновесие, будь ты хоть президент, хоть олигарх, тракторист или хлебороб – неважно. Дело в том, что каждый человек – это довольно нежное создание, и чтобы полностью самореализоваться, нужно постоянно себя структурировать. Курай производит как раз те полезные звуки и вибрации, которые помогают человеку обрести спокойствие, равновесие, приобрести силу, понять, кто ты и зачем пришел в этот мир. Поэтому всем, кто не умеет играть на курае, я рекомендую обязательно его слушать», – с уверенностью заключил артист.
Подробнее в сюжете: Культура и искусство