Фильм «Гусарская баллада» режиссера Эльдара Рязанова до сих пор пересматривают целыми семьями. Тем временем история знает реальную женщину, которая переоделась корнетом и отправилась воевать наравне с мужчинами, служила у Кутузова и даже встречалась с императором. О том, кто она такая, читайте в нашем материале.
Смотрите х/ф «Гусарская баллада» 23 июня в 22:40 и 25 июня в 10:10 на телеканале «МИР».
В основу «Гусарской баллады» легла пьеса Александра Гладкова «Давным-давно». Эта героическая комедия в стихах переведена на несколько языков и уже много лет с успехом идет на сценах различных театров. Сам автор признавался, что идея пьесы пришла к нему из детства.
«Когда мы с братом были маленькими, мама прочитала нам за две зимы вслух «Дети капитана Гранта» и «Войну и мир». Светосила детского воображения такова, что мне потом часто казалось, что я помню 1812 год; не книгу, не роман, а именно 1812 год с людьми, красками, звуками – помню, вижу, слышу, как нечто реально бывшее в моей жизни. Поэтому когда осенью 1940-го я задумал написать пьесу о 1812 годе, то каким-то образом в моем воображении соединились в одно давние впечатления о «Детях капитана Гранта» и «Войне и мире», и я понял, что хочу написать очень веселую пьесу», – писал Гладков в своих воспоминаниях.
Сюжет этой пьесы, равно как и сюжет фильма, хорошо известен многим. На дворе 1812 год. Миловидная и бойкая Шура, дочь отставного штаб-майора Азарова, узнает, что ей в женихи назначен гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Случайно столкнувшись с невестой, переодетой в маскарадный костюм корнета, в саду ее дома, Ржевский принимает ее за юношу и начинает расспрашивать о том, какова из себя эта девица – Александра Азарова. Шурочка подыгрывает ему и позднее, уже в доме отца, изображает из себя легкомысленную дурочку, какой ее и представлял Ржевский. Тот в ужасе спешит ретироваться, но вскоре судьба вновь сводит молодых людей – уже на фронте. Шура, которая прекрасно держится в седле и легко управляется с оружием, переодевается в мужское платье и сбегает на войну, чтобы дать отпор французам. На фронте она встречает Ржевского и знакомится с другими гусарами из его полка. Череда захватывающих приключений и недоразумений в итоге приводит к счастливому концу: Ржевский и Шурочка убеждаются, что любят друг друга, фильм завершается бодрой песней в исполнении ключевых персонажей картины.
Это все, конечно, сказка, далекая от реальности, скажете вы. Далекая, да не совсем. История Шуры Азаровой поразительно схожа с судьбой Надежды Андреевны Дуровой, известной как русская кавалерист-девица. И, хотя Гладков уверял, что она не была прототипом героини его пьесы, сходство Дуровой с образом Шурочки – налицо.
Надежда Дурова родилась 17 сентября 1783 года в семье Андрея Васильевича Дурова. Мальчишеские повадки были у Нади с детства. Причиной тому во многом была ее мать. Надежда Ивановна, резкая и импульсивная женщина, страстно мечтала родить мальчика. Когда на свет появилась Надя, мать сразу ее невзлюбила; как-то раз она, раздраженная плачем ребенка, даже выбросила его из окна кареты. Годовалую девочку подобрали проезжавшие мимо гусары.
В итоге отец решил отдать дочку на воспитание некоему гусару Астахову. До пяти лет Надежда росла среди военных, дыма орудий и ретивых коней – все, что нужно для воспитания из мальчика доблестного вояки. Только вместо мальчика была девочка.
«Седло было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка – первыми детскими игрушками и забавами», – много лет спустя напишет Надежда в своих «Записках кавалерист-девицы».
Когда в 1789 году ее отца перевели на место городничего в Сарапул, пятилетней Наде пришлось вернуться под крыло неласковой матери. Та пыталась приучить девочку к рукоделию и хозяйству, но у Нади все валилось из рук – ей хотелось лишь скакать на коне да махать саблей.
Когда ей исполнилось 18 лет, Надежду Дурову, как и Шурочку Азарову, решили выдать замуж. Надо ли говорить, что брак с судебным заседателем Василием Черновым счастливым не был и ничего хорошего, кроме ребенка, не принес. Спустя год совместной жизни Надя сбежала от мужа назад в отчий дом, оставив ему заботы о сыне Ванечке. Мать Надежды была взбешена таким поведением дочери, но долго выносить попреки Надя не стала: в 1806 году она познакомилась с неким есаулом, переоделась в казачье платье и ускакала с ним на своем коне Алкиде, подаренном ей отцом еще в детстве.
Фото: Википедия/общественное достояние
Некоторые исследователи считают, что Надежда влюбилась в молодого казака, но Алла Бегунова, несколько лет изучавшая биографию Дуровой, считает иначе.
«Он помог ей переодеться, он дал ей форму и помог присоединиться к Донскому полку», – утверждает писательница.
Сама Надежда в своих «Записках» так вспоминала жизнь среди казаков: «Теперь я казак в мундире с саблею; тяжелая пика утомляет руку мою, не пришедшую еще в полную силу. Вместо подруг меня окружают казаки, которых наречие, шутки, грубый голос и хохот трогают меня!». То, с какой теплотой она отзывается о своих боевых товарищах и как красочно описывает широкую донскую степь, говорит о том, что такая жизнь действительно делала Надежду Дурову счастливой.
Но счастье не оказалось безоблачным: очень скоро казаки стали подозревать неладное. Дело в том, что в казачьих войсках все обязаны были носить бороду, и Надежда своим видом привлекала всеобщее внимание. Кроме того, дворянам полагалось служить в регулярной армии. Поэтому Надежда присоединилась к Коннопольскому уланскому полку, куда ее зачислили под именем Александра Васильевича Соколова.
За свою жизнь Надежда Дурова успела побывать во многих баталиях, и сослуживцы всегда отмечали ее храбрость и благородство. Она принимала участие в сражениях при Гуттштадте, Гейльсберге, Фридланде, а в 1807 году находилась в Тильзите во время подписания Тильзитского мира между Наполеоном и Александром I.
Благодаря особенностям фигуры (по телосложению Дурова напоминала подростка, имела высокий для того времени рост) и успехам на службе кавалерист-девице удалось довольно долго водить за нос и сослуживцев, и начальство. Такие эпизоды, как участие в Отечественной войне и служба у Кутузова, показанные в «Гусарской балладе», тоже имели место в жизни Дуровой. Более того, однажды Надежда встретилась с самим императором! Это случилось после того, как ее, наконец, раскрыли.
А виной тому – письмо, которое она написала отцу. Старик Дуров ничего не знал о судьбе дочери до тех пор, пока в 1807 году к нему не пришло послание. В нем Надежда просила прощения за боль, которую причинил родным ее внезапный уход. Отец, конечно, потребовал ее немедленного возвращения, но было ясно, что дочь ему не подчинится.
Тогда он написал самому Александру I: «По семейным обстоятельствам моя дочь, Чернова Надежда Андреевна, ушла из дома и оказалась в армии. Прошу вас, Ваше Императорское Величество, вернуть оную домой».
Надежду отправили в Санкт-Петербург, и она предстала перед монархом. Тот хотел, было, наградить ее и отправить назад, к мужу и сыну, но Надежда поразила его своим рвением служить Родине. Она умоляла самодержца оставить ее в армии, и в конце концов он сдался. Александр лично произвел девушку в корнеты и вручил ей солдатский Георгиевский крест за спасение раненого офицера. Кстати, такой эпизод в «Гусарской балладе» тоже был, только спасала Шурочка не простого офицера, а императорского адъютанта Балмашова, попавшего в плен к французам, и крестом ее награждал не царь, а фельдмаршал Кутузов. Впрочем, встреча с Кутузовым у Дуровой также состоялась: она две недели служила у него адъютантом-посыльным.
Оставить службу Надежду вынудили проблемы со здоровьем: во время Бородинского сражения она получила контузию – ядро попало ей в ногу. Боли в ноге со временем стали невыносимы, и Кутузов отпустил девушку домой на лечение. Однако уже через год она вернулась в армию и приняла участие еще в нескольких сражениях.
Окончательно вышла в отставку Надежда лишь в 1816 году. Она получала неплохую пенсию, как отставной штабс-ротмистр, и до конца своих дней жила вместе со своим младшим братом Василием в Елабуге. Дополнительный доход Надежде также приносили издания ее мемуаров. Немало поспособствовал этому как раз ее брат: он был знаком с Пушкиным и однажды показал ему записки сестры. Знаменитый поэт, наслышанный о легендарной кавалерист-девице, тотчас изъявил желание с ней познакомиться и издать рукописи. В 1836 году журнал «Современник» опубликовал мемуары Дуровой, причем Пушкин раскрыл ее инкогнито, из-за чего Дурова поначалу очень на него разозлилась. Но публикации принесли ей хороший доход и вдохновили на дальнейшее писательство. Помимо «Записок кавалерист-девицы» она издала несколько повестей и рассказов, а в 1840 году вышло собрание сочинений в четырех томах.
Надежда Дурова прожила долгую жизнь и до последних дней носила мужское платье, не позволяя никому обращаться к ней, как к женщине.
Фото: Википедия/общественное достояние
Даже письмо сына с просьбой благословить его на брак женщина, не читая, бросила в огонь: она увидела обращение «маменька». Ответ на второе письмо, адресованное «Александру Андреевичу», последовал, но был скупым: «Благословляю».
Впрочем, нельзя сказать, что судьбы сына совсем не волновала Дурову. Именно она хлопотала за него перед императором, чтобы тот определил Ивана на учебу в приличное место. Тот исполнил обещание – Иван Чернов был зачислен в Императорский Военно-сиротский дом, откуда выпустился в 16 лет по состоянию здоровья. Он скончался в возрасте 52 лет, на 10 лет раньше своей матери.
Надежда Дурова умерла, когда ей было 82 года. Ее похоронили на Троицком кладбище в Елабуге. Перед смертью она просила близких, чтобы ее отпевали как раба Божьего Александра, но священник не стал нарушать правила.
В 1993 году в елабужском доме, где жила Дурова, был создан музей ее памяти. В нем представлены предметы XIX века, реконструкции военных костюмов и образцов оружия и архивные материалы. Экскурсоводы рассказывают посетителям о детстве, военной службе, литературной деятельности и жизни этой удивительной женщины, которая выбрала для себя нелегкое мужское ремесло и до конца оставалась верна своим принципам и Отечеству.
Подробнее в сюжете: История