11:02 27/03/2019

Отец современного евразийства: Лев Гумилев и его смелые идеи

Фото: Белинский Юрий © ТАСС

За последние пять лет мы успели свыкнуться с мыслью о существовании Евразийского экономического союза. Со времен распада СССР на этой территории не было таких мощных экономических объединений государств. Но запрос на них всегда существовал. Все-таки от евразийства никуда не убежишь – суждено нам жить вместе, чтобы расти и процветать.

Существование ЕАЭС еще несколько десятков лет назад предсказал и объяснил Лев Николаевич Гумилев – великий историк и автор современной концепции евразийства. Именно ему принадлежат идеи объединения народов Евразии и их особого пути, который, несомненно, должен привести к счастливой жизни. И ведь приводит – вот уже пять лет.

Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия живут душа в душу и пожинают плоды той идеи, которую впервые выразил Гумилев. «МИР 24» вспоминает Льва Николаевича и его труды о евразийстве.

Кем был Лев Гумилев?

Будущий известный философ и историк родился в Санкт-Петербурге незадолго до свержения в России монархии. Отец и мать – известные поэты Николай Гумилев и Анна Ахматова, что, конечно, сказалось и на судьбе, и на интересах Льва Николаевича. Вспомнить хотя бы, что Ахматова постоянно называла себя потомком последнего хана Золотой Орды Ахмата. Наверняка во многом благодаря этому Гумилев стал экспертом по народам Великой степи.

Вырос и получил образование Лев уже в Советском Союзе. Правда, с новой властью у его семьи дела не заладились. В 1921 году расстреляли отца, в 1933 году – арестовали уже сына-студента. Несчастья Гумилевых в «Реквиеме» запечатлела Ахматова. Впрочем, несмотря на такое сложное детство и юношество, Лев Николаевич решил максимально абстрагироваться от политики и заниматься историей.

Фото: Википедия/общественное достояние

Пережив еще несколько арестов и в сумме более 10 лет в лагерях, он смог стать доктором исторических наук и профессором Ленинградского государственного университета. За свою жизнь он успел написать около 200 статей, причем на самые разные темы, включая инновационные вроде развития идей евразийства и этногенеза.

Дело всей жизни Гумилева – попытка доказать, что Русь со времен Ивана Грозного и до настоящего момента является прямым продолжением Орды. Он считал, что вместо татаро-монгольского ига существовал братский союз степного тюркского и лесного славянского народов, которым гораздо легче жилось вместе, чем порознь. Во многом на этом тезисе базировалось и учение Гумилева о евразийстве. При этом интересно, что Лев Николаевич никогда не занимался изучением государственных строев и политического развития государств, принципиально игнорировал все, что связано с властью, опираясь исключительно на географию и этнологию.

Лев Николаевич пережил СССР и умер 15 июня 1992 года. Он оставил после себя 15-томное собрание сочинений, которое изучают и обсуждают на самом высоком уровне до сих пор. 

Инновации в евразийстве

Концепция евразийства известна достаточно давно. Она появилась еще задолго до Гумилева. В частности, Петр Савицкий, Николай Трубецкой и Владимир Вернадский развивали эти идеи еще в начале XX века.

Само понятие евразийства имеет довольно очевидные истоки. Уже на протяжении нескольких веков российское общество делится на две «силы» – западников и славянофилов. Одни предлагают опираться во всем на западные идеи, тянуть Россию в Европу и прививать местным жителям привычки их западных соседей. Понятно, что у такого подхода всегда найдутся противники. Но вот взамен они предлагали исключительно общее славянское единение. Русские, украинцы, белорусы, поляки и даже сербы, мол, должны жить вместе, развивать собственный этнос и не обращать внимания на остальных людей. Здесь есть один важный момент: славянофилы совсем не брали в расчет те народы, которые вот уже половину тысячелетия живут бок о бок со славянами. Тюрки, например, по их замыслу должны быть второстепенным народом.

Евразийство предлагает открыть для себя третий путь развития государства. Пускай нам не подходит западное устройство, но и концентрироваться исключительно на славянах нельзя. Как известно, любой народ чувствует себя более устойчивым в союзе. В таком, в котором на территории Евразии живут народы на протяжении многих столетий.

Впрочем, до Льва Николаевича все ученые рассматривали этот третий путь исключительно в качестве функциональной единицы, средства выживания народов. У Гумилева был другой подход. Он – евразиец в полном смысле этого слова, то есть сторонник русско-тюрко-монгольского братства как такового, вне зависимости от конъюнктуры.

Лев Николаевич привнес в евразийство несколько свежих идей. Во-первых, он объяснил причины существующего в мире европоцентризма. По его словам, европейский суперэтнос состоит из людей с эгоцентрической психологией. Поэтому группа, к которой они принадлежат, кажется им совершенной. Гумилев говорит, что это свойственно далеко не каждому этносу. Например, евразийцы никогда не станут заниматься экспансией и превозносить свои народы над другими.

Во-вторых, ученый объяснил, почему евразийцы не готовы соединяться с европейцами. По его словам, российский суперэтнос на 500 лет моложе романо-германского. Так что принять западные идеи он может только насильно, а это ни к чему хорошему не приводит. Также Гумилев впервые вынес споры о евразийстве в исключительную плоскость географии и этнологии. Он напрочь отрицал влияние на происходящие процессы политики и религии. До него разговоры о враждебном православию и исламу католицизме или о ненужной евразийцам демократии и либерализме были чуть ли не основой всего дискурса. 

Но самым важным нововведением Гумилева была, конечно, теория пассионарности.

Пассионарность

В дневниках Льва Николаевича часто проскальзывают мысли о других ученых-евразийцах. Где-то он признает, что идеи коллег гораздо более состоятельные. Но каждый раз осекается и замечает, что они не понимают главного в теории этногенеза – феномена пассионарности. Его придумал сам Гумилев.

По мнению историка, именно пассионарные толчки определили состояние современной Евразии и обоюдную нужду славян и тюрков друг в друге. Кроме того, идея пассионарности позволяет развенчать главный миф славянофилов. Россия или Евразия – конечно, далеко не единственный центр мира. А лишь один из центров. На понимании этого основана современная политическая концепция многополярного мира.

Фото: Википедия/ChelseaFunNumberOne

Пассионарность объясняет и необходимость существования таких союзов, как ЕАЭС. Гумилев отмечал, что у тюрков и славян – идеально сочетающиеся карты толчков (пассионарный толчок, согласно Гумилеву – микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах; проявляется в виде полос на поверхности Земли шириной около 200-400 километров – прим. ред.). Когда пассионарные поколения рождаются у славян, они могут поддержать отставших тюрков, и наоборот. В 1992 году Лев Николаевич говорил, что Россия подошла к периоду спада пассионарности. Этот период – наиболее критический в истории страны. Поэтому поддержка Казахстана, Кыргызстана, Армении и Беларуси в Евразийском Союзе приходится как никогда кстати.

Евразийство сейчас

Идеи Гумилева, которые мало кто воспринимал всерьез в XX веке, внезапно нашли свое воплощение в веке XXI-м. Попробовав поиграть в некий особый социалистический путь, а затем и в западничество, страны Евразии осознали, что друг без друга им будет довольно тяжело не только добиваться чего-то, но и вообще существовать. 

Еще в 1994 году первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с идеей создания Евразийского Союза на основе общей прозрачной экономики и совместной оборонной политики. Тогда эту идею отложили в долгий ящик вплоть до момента, когда Россию возглавил Владимир Путин. В 2000-2001 годах было достигнуто соглашение об учреждении Евразийского экономического сообщества. В 2007-2010 годах постепенно был сформирован единый Таможенный союз, а уже к 2014 году ряд стран СНГ подписали десятки документов о евразийской интеграции, в итоге создав ЕАЭС, который работает и помогает сотрудничать евразийским государствам до сих пор.

Свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, добрососедские отношения и развитие туризма между странами, серьезное увеличение ВВП и наращивание темпов экономики – вот лишь некоторые итоги создания ЕАЭС. Смогли бы политики создать такое объединение, если бы не было Гумилева и его евразийства – вопрос открытый. Но одно можно сказать точно: Лев Николаевич, видимо, не ошибался, когда говорил, что нам лучше жить вместе.