Не секрет, что у любого режиссера есть актеры, с которыми он предпочитает работать. Иногда такие творческие союзы составляют успех нескольких фильмов. Пример этому – культовые картины Георгия Данелия, в который он снимал своих любимых артистов: Евгения Леонова, Вахтанга Кикабидзе, Бориса Андреева.
«Женя и был моим талисманом, но главное – он был камертоном. Он задавал тон стилистике – добрый, смешной и грустный», – говорил о Леонове Георгий Данелия. Режиссер снимал Леонова во всех своих фильмах с момента первой совместной работы и до смерти Евгения Павловича. Задумывая свой очередной фильм, Данелия первым делом думал: «А кого будет играть Леонов?». И неважно, что тому не всегда доставались главные роли. Главное, чтобы Леонов присутствовал в картине. Этот актер словно околдовал Данелию – и не удивительно, ведь почти каждый советский зритель обожал Леонова. Его талант искрился каким-то удивительным обаянием, которое проникало через экран и сражало многих людей. Причем, как кинодеятелей, так и тех, кто далек от мира кино.
Удивительно, но при первом знакомстве Леонов показался Данелии «жлобом», который выбивает себе зарплату «по первой категории». Они встретились, когда режиссер искал того, кто сыграет главную роль в фильме «Тридцать три». Изначально персонажа Травкина должен был играть Никулин, но не смог из-за гастролей цирка. Тогда кто-то из актеров предложил Леонова. Данелия до этого видел его только в «Полосатом рейсе» и сомневался, что такой комичный герой сможет сыграть Травкина.
Он встретился с Леоновым в столовой. Тот ел суп. «Я подсел, представился, положил на стол сценарий и сказал, что предлагаю ему попробоваться на главную роль», – вспоминает в своей книге «Безбилетный пассажир» Георгий Данелия. – «Я буду сниматься, только если мне будут платить по первой категории», – сказал Леонов… Ему главную роль предлагают в классном сценарии, а он торгуется, как на рынке!
Я решил, что без этого жмота Леонова мы обойдемся, и попросил Лику позвонить Папанову. Папанова в Москве не было. И вечером я пошел в театр смотреть на Леонова. Посмотрел и понял – никого, кроме него, я на роль Травкина не возьму. Черт с ним, пусть торгуется. Побегаю, поунижаюсь, выбью я ему первую категорию. А не выбью – из своих постановочных доплачу».
Но уговаривать не пришлось: Леонов и сам захотел сниматься в фильме, прочитав сценарий. С тех пор их тандем был нерушим. Взгляните на количество их совместных работ: «Тридцать три», «Не горюй», «Совсем пропащий», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Слезы капали», «Кин-дза-дза» – всего около 11 картин! К ним же стоит добавить еще и «Джентльменов удачи», который тоже во многом данелиевский фильм, хоть он и был в этом проекте не режиссером, а автором сценария – совместно с Викторией Токаревой.
Фото: кадр из фильма «Слезы капали», 1982 г., реж. Георгий Данелия
«Он играл и симпатичных людей, и несимпатичных, и откровенных мерзавцев, – пишет Данелия о Леонове. – Но кого бы он ни играл и что бы ни вытворяли его герои, зрители все им прощали и любили их. Было в Леонове что-то такое – магнетизм, биотоки, флюиды, не знаю, как это назвать, – что безотказно вызывало у людей положительные эмоции».
В своих интервью он любил рассказывать о нескольких случаях из жизни, которые ярко демонстрируют этот леоновский магнетизм. Например, о случае во время съемок в Тбилиси фильма «Не горюй!», когда Данелия решил навестить своего родственника в больнице и взял с собой Леонова: «Рамин, когда увидел Леонова, расцвел. Даже порозовел. И соседи Рамина по палате расцвели. Смотрят на Женю и улыбаются». Врачи попросили актера пройтись по всем палатам, потому что заметили, что состояние больных значительно улучшилось, и он прошелся по всем, даже в женское отделение заглянул.
Данелия упоминал и об эпизоде на съемках фильма «Совсем пропащий», экранизации романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». В нем Леонов играл Короля, мошенника, который промышляет мелкими и крупными делишками и попадает на плот к Геку Финну.
«Мы все жили на корабле, – рассказывает в книге Данелия. – Сидели мы с Юсовым в каюте, обговаривали сцену, и вдруг слышим истошный вопль в мегафон: – Леонов, уйди с палубы, твою мать! Спрячься! У меня сейчас корабль потонет! – орал капитан проходящего мимо нас пассажирского трехпалубника «Тарас Шевченко». Леонов курил на палубе. Кто-то из пассажиров заметил его, заорал: «Ребята, там Евгений Леонов стоит!». И тут же все – и пассажиры, и матросы, и обслуга – высыпали на борт посмотреть на него. И корабль действительно дал критический крен».
Популярность Леонова, к которому Данелия относился не только как к коллеге, но и как к другу, не раз выручала режиссера в жизни: «Мы, его друзья, использовали ее в хвост и в гриву. Права гаишник отобрал – посылаем вызволять их Леонова, сухую колбасу достать – к директору магазина идет Леонов, разрешение на съемки на правительственной трассе – опять Леонова отправляем договариваться».
Леонову Данелия нравился своим пониманием актеров и критическим отношением к собственному творчеству. И, конечно, он тоже видел в нем друга. Когда закончились съемки фильма «Слезы капали» по мотивам сказки Андерсена «Снежная королева», в котором Леонов сыграл обозлившегося на весь мир человека, актер писал сыну: «Гия всегда о тебе спрашивает, привет передает. Когда начинаешь работу с ним, думаешь: сколько мучений! А когда закончили – пустота. Вот бы тебе такого друга, такого режиссера».
Взять Кикабидзе на роль в фильме «Не горюй!» посоветовала мама режиссера Георгия Данелия. «Когда мы приступали к съемкам, Данелия сказал, что он хочет сделать ленту, которая своим внутренним пафосом напоминала бы знаменитый роман Ремарка «Три товарища», – вспоминал Кикабидзе. – Это сравнение показалось мне несколько натянутым. Но вот теперь, думая о законченной картине, я понимаю, что в ней действительно царит атмосфера бескорыстного человеческого братства, так поразительно воссозданная в книге писателя».
По словам Кикабидзе, тем, что он стал актером, он обязан только Данелия: «Четыре месяца работы над фильмом «Не горюй!» дали мне, пожалуй, не меньше, чем могли бы дать четыре года обучения в театральном институте». Но все же своей самой интересной работой в кино он считал роль герцога в «Совсем пропащем».
Фото: кадр из фильма «Совсем пропащий», 1973 г., реж. Георгий Данелия
Этот фильм был признан американскими критиками лучшей экранизацией Марка Твена. Персонаж Вахтанга Кикабидзе – актер-любитель и франт, представляющийся герцогом Бриджуотером, который вместе с королем (которого сыграл Евгений Леонов) попадает на плот к Геку и его другу негру Джиму. Герои Кикабидзе и Леонова принесут немало неприятностей друзьям и продемонстрируют самые отвратительные черты человеческой натуры. «Они способны не только на обман, мелкое жульничество, но и на тяжкое преступление, на убийство», – говорил о героях Вахтанг Кикабидзе. По его словам, было много зрителей, которым картина показалась жестокой и беспощадной. «Но Данелия знает, что в жизни бывает всякое, что человек не рождается плохим или хорошим. Таким его делают обстоятельства», – настаивает Кикабидзе.
Говоря о совместной работе Данелии и Кикабидзе нельзя не упомянуть о культовом фильме «Мимино». Персонаж Валико был так талантливо сыгран Кикабидзе, что, говорят, после выхода фильма конкурс в училища советской гражданской авиации удвоился. Его цитировали по всей стране: «Ларису Ивановну хочу!», «Летчик? Иногда. Вообще-то, я эндокринолог», «Спасибо, я пешком постою...». Героям фильма поставили целых три памятника: в Московском музее современного искусства, в армянском городе Дилижане и столице Грузии Тбилиси.
Кстати, партнером Бубы Кикабидзе (именно так он значился в титрах) по площадке изначально должен был стать бессменный Леонов. Но в ходе работы появился альтернативный герой – шофер-армянин, на роль которого решили взять Фрунзика Мкртчяна. Правда, не взять Леонова в фильм режиссер не мог, поэтому ему написали роль фронтовика Волохова, которого пилот Валико встречает в аэропорту.
Фото: кадр из фильма «Совсем пропащий», 1973 г., реж. Георгий Данелия
Легендарный советский актер Борис Андреев, которого вся страна знала как Назара Думу из фильма Ивана Пырьева «Трактористы» и Сашу Свинцова из фильма «Два бойца», прожил заметную жизнь на экране. У Данелии он сыграл роль боцмана Росомахи в экранизации повести Виктора Конецкого «Путь к причалу». До этого режиссер был уже знаком с Андреевым, но не по работе, а потому что тот дружил с родителями Данелии и часто с женой Галиной бывал у них дома.
Известность Андреева в то время была настолько велика, что для съемок «Пути к причалу» командующий Северным флотом выделил лично для Бориса Федоровича свой адмиральский катер. В фильме есть сцена: боцман, у которого вся жизнь прошла на кораблях, а на берегу ни кола ни двора, выпил с приятелем, вышел на берег и стал ногами бить волны. Сам Данелия этот эпизод в книге «Безбилетный пассажир» описывает так:
«В Баренцевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублера. Андреев запротестовал: «Никаких дублеров, Росомаху играю я». Эту сцену снимали на острове Кильдин, и актер, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал варианты. Сняли четырнадцать дублей».
Эту сцену, кстати, потом коллеги Данелии советовали вырезать – им показалось, что режиссер переборщил с метафорами, но Андрей Тарковский, увидев ее, сказал, что это лучшая сцена в фильме и ее точно нужно оставить. Так и поступили.
«Путь к причалу» стал одним из самых «мурманских» фильмов отечественного кинематографа. А еще в нем прозвучала ставшая знаменитой «Песня о друге», которую спели Валентин Никулин и Бруно Оя: «Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг...».
Фото: кадр из фильма «Путь к причалу», 1962 г., реж. Георгий Данелия
Андреев в нем играет, пожалуй, именно того героя, кого хотел всегда сыграть: немногословного, готового пожертвовать собой ради других. Один из самых драматичных эпизодов фильма, когда главный герой рубит буксирный трос, обрекая себя и своих товарищей на возможную гибель ради того, чтобы тащивший их спасатель успел на помощь другим морякам, у Конецкого описан так: «Только сейчас Росомаха до самого конца понял совсем простую вещь – разве простил бы сын, узнай он о малодушии своего отца, узнай он, что Зосима Росомаха дорожит своей шкурой больше, чем жизнью многих людей, больше, чем старыми русскими моряцкими законами. Никогда бы не простили ему этого ни сын, ни Мария».
Свою последнюю роль Борис Андреев тоже сыграет в картине Георгия Данелии. Она называется «Слезы капали». Но его роль не будет и отдаленно напоминать боцмана Росомаху. Андреев играет обиженного, довольно жалкого и беспомощного старика, который размахивает ружьем, но так и не решается исполнить свои угрозы в адрес хамоватого главного героя, Васина (его играет Евгений Леонов), которому в сердце попал осколок «злого зеркала» – как в сказке «Снежная королева». Конечно, это не та роль, которой гордился актер, ведь он всегда мечтал играть в кино благородных разбойников и героев-любовников.
«Фильм «Слезы капали» не понравился ни начальству, ни критикам, ни зрителю, – вспоминает Данелия в своей другой автобографической книге «Тостуемый пьет до дна». – А я люблю этот фильм. По режиссуре он был для меня самым трудным. Я всегда старался, чтобы мои картины были разными. Но фильм «Слезы капали» особенно выделяется. Это тревожный, нервный и мрачный фильм (настроение у меня тогда было такое, были на то причины). И добился я этого настроения самыми простыми средствами».