С древнейших времен человечество пыталось использовать животных в военных целях. Например, ассирийцы дрессировали барсов, выпуская их на врагов в ошейниках с огромными шипами, княгиня Ольга спалила древлян с помощью голубей, а противники индусов использовали в бою священных коров.
Сегодня это древнее искусство делит людей на тех, кто восхищается корридой, и тех, кто требует запретить ее. Не случайно многие знаменитые писатели и художники восхваляли в своих произведениях корриду. Это сама Испания, ее история и дух.
«Когда испанцы во время Реконкисты освобождали какой-то город, первое, что они учреждали, – это католическая церковь и коррида. Там, где присутствует Пласа де Торос (аренда для корриды), там есть Испания», – утверждает профессор СПбПУ Дмитрий Кузнецов.
Коррида берет начало от боевого искусства. В VII-IX вв Испания находилась под властью арабского халифата, но испанцы боролись за свою независимость и в сражениях использовали специальных боевых быков. Само слово «коррида» происходит от испанского глагола «бежать». Сегодня многих удивляет начало корриды в Памплоне: быков выпускают, и они бегут прямо по узким улочкам города до арены вместе с десятками молодых людей. Многие падают под копыта, некоторые попадают на рога, порой этот забег кончается смертью, но испанцы не отказываются от любимой традиции. Каждый год находятся новые смельчаки. На самом деле отчаянные парни имитируют нападение на врага с использованием боевых быков.
«Испанцы разводили боевых быков, которые должны были участвовать в боевых действиях. И когда испанцы нападали, скажем, на арабские колонны, то пехота бежала, чтобы столкнуться с неприятелем, и быки их догоняли с таким условием, что они должны воткнуться в когорты противника на 15-20 секунд раньше, чем пехота. И нужно было уметь бежать среди быков, это искусство очень высоко ценилось», – поясняет Кузнецов.
Помимо солдат, бегущих в атаку вместе с быками, появилась и новая профессия – специально обученные воины, которые должны были останавливать и убивать атакующих быков. По словам эксперта, во времена феодализма испанцы воевали и между собой, поэтому всегда в стане противника были воины, которые должны были нейтрализовать быков. Таким образом стали появляться тореадоры.
Египетские источники говорят о целых отрядах боевых гепардов, которые нападали на врага и могли растерзать противника, и об отрядах ассирийских барсов в ошейниках с длинными шипами, которыми они разили неприятеля.
«Использовали в боевых действиях даже паукообразных, например, скорпионов и тарантулов, – рассказывает доктор биологических наук Валентин Сапунов. – Известно, что в древнегреческой армии использовали такое «биологическое оружие» в морских боях, как керамические горшки, в которые клали змей, скорпионов и тарантулов. Их закрывали и бросали на борт вражеского корабля. В Индии до сих пор используют прирученных змей. Змея не дрессируется в полной мере, но индийцы знают их повадки. В некоторых индийских банках держат в штате заклинателей змей. Ночью они выпускают кобр, которые ползают среди сейфов, а утром с волынкой и дудочкой загоняют их обратно и уносят».
Во время Второй мировой войны немцы широко использовали тактику танковых ударов. Танковые клинья генерала Гудериана прорывали оборону противника и устремлялись вперед. Затем в прорывы вторгалась пехота. Такой метод ведения боя был известен еще в глубокой древности, когда роль танков выполняли боевые слоны, облаченные в специальные доспехи. Они прорывали оборону противника и наносили ему сокрушительное поражение. По некоторым данным, бивни слонов покрывали ядом. Страх, который наводили эти животные, заставлял бежать лошадей и пехоту. Боевые слоны широко использовались в Индии и Северной Африке.
«Индийских слонов приручают на протяжении тысячелетий, индийцы еще 5 тысяч лет назад умели это делать. Известно, что индийские боевые слоны в какой-то степени остановили армию Македонского, которая была незнакома с таким видом вооружения. Известно и то, что еще несколько столетий до нашей эры в армии Карфагена использовались боевые слоны», – отмечает Сапунов.
Впервые воины непобедимой армии Чингисхана столкнулись с боевыми слонами во время похода на Бирму – монгольская конница встретилась со слонами, на спинах которых размещалось по 12-16 воинов. Монгольские лошади пугались и разбегались. В этой битве монголы потерпели поражение, но уже на следующий день против слонов они применили горящие стрелы. Испуганные животные развернулись и побежали прочь, давя на своем пути все живое.
Основой же монгольской армии была конница. Неприхотливые лошади могли покрывать за сутки более 100 верст. В возрасте трех лет мать сажала ребенка на седло, привязывая его к спине лошади, а в пять лет ребенок получал свой первый лук и с этих пор большую часть времени проводил в седле. Как с относительно небольшой армией, которая насчитывала около 200 тысяч человек, воины Чингисхана смогли разбить гораздо большее по численности войско Хорезма? Основываясь на великолепно организованной разведке и скорости передвижения, монголы могли разделять силы противника и по очереди уничтожать их.
Но не только с боевыми слонами приходилось сталкиваться армии Чингисхана. В это сложно поверить, но есть данные о том, что монголы встречались и с йети.
Современник Чингисхана, прославленный персидский поэт Низами в своей поэме «Искандер-наме» так описывал бой русов с непобедимым войском: «На третий день русы выпустили для поединка диво, привязанного за ногу цепью и вооруженного железной палкой с крючком. И орудием своим подцеплял он мужей и, рыча, между пальцами мял он мужей. Он идет без меча, он прикрылся лишь мехом, но разит всех мужей, что укрыты доспехом».
«Русы умели одомашнивать существо, которое называли дивом, – считает Валентин Сапунов. – «Диво» по санскритской терминологии – это нечто подобное снежному человеку. И использовали его в качестве боевого животного, которое выпускали на цепи с дубиной, и он крушил врагов».