Российские медики научились лечить сердечные патологии с помощью стволовых клеток. Метод разработали ученые военного госпиталя имени Вишневского и Тульского государственного университета, сообщает корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина.
За два с половиной часа в операционной сменяют друг друга три кардиохирурга. Ведущие специалисты Москвы и Тулы. Они проводят одну из первых в России гибридных операций на сердце с использованием стволовых клеток.
«Кровь из правого предсердия будет забираться в аппарат искусственного кровообращения, там обогащаться кислородом и возвращаться в аорту. Во время того, как сердце остановлено, выполняется шунтирование, в обход атеросклеротическим бляшкам пришиваются шунты», – говорит кардиохирург Центрального военного клинического госпиталя имени Вишневского Алексей Колтунов.
Пациентке – 73. В начале года она пережила обширный инфаркт миокарда. Хронические болезни – атеросклероз и инсулинозависимый диабет. При таких осложнениях остановить болезнь может только трансплантация сердца. Однако врачи предложили революционный шаг.
«Операция решает только работу сердца, но атеросклероз будет и в других сосудах развиваться – сосудах головы, сосудах почек, сосудах живота, сосудах ног. Для того чтобы уменьшить риск развития, мы и стали использовать клеточные технологии», – говорит начальник центра кардиохирургии госпиталя имени Вишневского Александр Лищук.
Операцию проводят в три этапа. Сначала шунтирование – замена пораженных сосудов сердца. Затем включаются биотехнологии. Врачи забирают стволовые клетки пациента, например из жировой ткани, и смешивают их с донорскими. Этим препаратом обкалывают сердечную мышцу.
«Донорские клетки, которые называются мезенхимальные. Они, выделяя новые ферменты, новые гормоны, способствуют улучшению процессов питания и нейрогормональные процессы улучшают», – говорит Лищук.
Попав в организм, стволовые клетки стягиваются к поврежденным тканям. Постепенно превращаются в кардиомиоциты – так называют мышечные клетки сердца. Поврежденные ткани получают питание, в них прорастают новые сосуды. А главное, у пациента пропадает ишемический болевой синдром.
«Они могут дифференцироваться и в хрящевую ткань, и в соединительную ткань, и в сосуды. Становятся кардиомиоцитами при определенных условиях. У них огромный потенциал. Плюс они обладают еще противовоспалительным действием. И к тому же у них есть возможность, при определенных условиях, становиться клетками нервной ткани», – говорит профессор кафедры «Общая патология» медицинского института ТулГУ Денис Иванов.
Донорский материал – это клетки, полученные из пуповинной крови. Ее доставляют из биобанков при роддомах. Поэтому риск того, что клетки не приживутся, минимален.
«Клетки достаточно молодые, и они еще не имеют той фенотипической особенности, которая не позволяет реципиенту, тому человеку, кто принимает клетки, отторгнуть их», – говорит Иванов.
Кроме укола в сердце, клеточным препаратом можно лечить пациентов и амбулаторно, вводя раствор по капельнице. Пока технологию отрабатывают, но врачи уверены: уже в ближайшем будущем клеточный препарат будет лечить пациентов с самыми тяжелыми сердечными патологиями.