На этой неделе НАТО исполнилось 70 лет. О том, как появился и разрастался блок – корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
Снимок в стиле школьных альбомов: главы внешнеполитических ведомств стран НАТО группируются, как одноклассники. По центру в первом ряду – на месте завуча и классного руководителя - ключевые фигуры: генсек альянса Йенс Столтенберг и госсекретарь США Майк Помпео.
«Этот уникальный щит, который мы носим 70 лет, крепок благодаря нашей вере в оборону, а не в нападение. Благодаря нашим демократическим ценностям, нашему обязательству по коллективной обороне», – сказал Майк Помпео.
29 государств по обе стороны Атлантики. Общая площадь – 24 миллиона квадратных километров. Это шестая часть суши. Численность совокупного населения приближается к миллиарду человек. Общая численность армий – более трех миллионов. Годовой бюджет альянса превышает полтора триллиона евро.
4 апреля 1949-го в Вашингтоне Договор об образовании военного блока подписывают 12 стран Северной Америки и Западной Европы. Вторая мировая война недавно закончилась, холодная – только началась. Цели нового альянса вполне конкретные.
«НАТО нужно для того, чтобы держать Russia out of Europe, то есть СССР - Россия они ее называли – надо держать вне Европы, United States – in Europe, то есть США держать в Европе и Germany – down in Europe. То есть, Германию «опустить», грубо говоря», – отметил эксперт центра специальных медиаметрических исследований в области международной безопасности Игорь Николайчук.
В Москве сначала не хотят становиться врагом для Запада. Весной 1954-го советский лидер Никита Хрущев по предложению первого замминистра иностранных дел Андрея Громыко подает заявку на вступление в НАТО. Однако в НАТО Москву не пускают. Через месяц отказом отвечают власти трех великих держав: Великобритании, США и Франции.
В СССР понимают: теперь нужно обороняться. В 1955-м государства социалистического блока создают Организацию Варшавского договора. Следующие три с половиной десятилетия мир разделен на два главных идеологических и военных лагеря. За это время НАТО переживает три расширения. С началом Перестройки советский генсек Михаил Горбачев договаривается с Западом.
СССР не препятствует объединению Германии, выводит войска из Восточной Европы, Варшавский договор расторгается. В обмен на это президент США Джордж Буш-старший и канцлер ФРГ Гельмут Коль обещают не расширять НАТО «ни на дюйм» дальше восточной границы бывшей ГДР. То есть альянс обязуется не присоединять бывших участников Варшавского Договора, а после распада СССР бывших советских республик. Последнее обещание дано уже президенту России Борису Ельцину, но все договоренности были устными.
«Президент Ельцин там что-то предлагал – ввести какие-то ограничения – и получил ответ от президента Клинтона, он в это время был очень простой: «Борис, я не могу это сделать, потому что это не в моей силе, это так не работает», – вспоминает директор информационного центра НАТО в Москве (2010-2015 гг.) Роберт Пшель.
Через четверть века нынешний российский президент Владимир Путин в интервью американскому журналисту Оливеру Стоуну назвал устные договоренности большой ошибкой.
«В политике все нужно фиксировать, хотя и фиксированные вещи часто нарушаются, а он просто поговорил и решил, что все на этом закончено. Это не так», – сказал президент России.
За последние 28 лет НАТО практически удвоила количество участников. Организация вплотную подошла к границам России. В 1999-м приняла Польшу, Чехию и Венгрию, в 2004-м сразу семь стран, включая всю Прибалтику. В 2009-м Албанию и Хорватию, наконец, в позапрошлом году Черногорию. Одновременно с таким масштабным расширением блок начал размещать в Восточной Европе систему противоракетной обороны. Якобы для защиты от Ирана. Сейчас альянс ведет ускоренный диалог с Грузией и Украиной, хотя формально вступление им пока не гарантировано. Для остальных бывших советских республик действует программа «Партнерство ради мира». Она распространяется и на Россию.
Официальные отношения между Россией и НАТО были установлены практически одновременно с распадом СССР, в декабре 1991-го. Представительство альянса находится в здании, которое когда-то, по сути, выполняло роль посольства, но сейчас скромно именуется информационным центром. Пять лет назад после начала вооруженного конфликта на Украине НАТО заморозило все совместные с Россией проекты. Так что сейчас ни о каком стратегическом партнерстве и речи нет. С осени 2014-го Россия в документах НАТО. Россия начинает фигурировать уже как стратегический противник.
«Действия России на Восточной Украине – это очень непрозрачная военная политика России, это попытки вмешательства в разные демократические процессы в странах НАТО», – сказал Роберт Пшель.
«Для НАТО необходим внешний враг. Если его нет, тогда вообще отсутствует необходимость существования такой организации», – отметил заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин.
На роль внешнего врага Россия сейчас подходит лучше всего. Это помогает усилить позиции Североатлантического альянса в Европе.
«Европейских обывателей, европейские парламенты и европейские правительства убедить в том, что, кроме мощнейшего альянса НАТО, другой поддержки и защиты им искать негде», – пояснила заведующая кафедрой зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Ольга Павленко.
Ни следа надежд на реальное сближение России и НАТО, которые возникли в самом начале 2000-х. О евроатлантической интеграции подумывал даже Владимир Путин накануне своего первого избрания. При этом в Москве подчеркивали: это возможно только на равных условиях. С учетом интересов России, которая за год до известных слов Владимира Путина выступала категорически против натовской операции в Югославии. Страну бомбили без санкции Совбеза ООН.
Спустя два года войска НАТО начали отстаивать западные ценности в Афганистане, а в 2011-м – в Ливии. Тогдашняя интервенция завершилась свержением и убийством ливийского лидера Муаммара Каддафи. Более 30 крупных военных операций за последние 30 лет – получается примерно по одной в год.
«Это хорошо и для Европы, и для Америки. Партнеры по НАТО предоставляют США десятки тысячи военных разведчиков и киберэкспертов. Это глаза и уши, которые нужны Вашингтону в самых разных сферах: от слежки за подводными лодками в Арктике до уничтожения киберсетей ИГИЛ (запрещена в России). Это платформа для предоставления США власти по всему миру», - считает Йенс Столтенберг.
«Мы говорим нет!» - это демонстрация в Вашингтоне накануне юбилея альянса. Роспуска НАТО требуют сами американцы.
«Холодная война закончилась, а НАТО все продолжает существовать. За последние 28 лет на этот альянс истрачены триллионы долларов. Сегодня он ни что иное как фиговый листок, которым прикрываются США для продвижения собственных интересов», – отметил координатор антивоенного движения Аnswer Брайан Беккер.
Антинатовские митинги – часть политической жизни США. Порой они проходят прямо под окнами Белого дома. Однако американский истеблишмент редко обращает на них внимание.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: