Часто в разговорах о гендерных расслоениях и прочем неравенстве в России стороны забывают, кто на протяжении вот уже восьми лет является третьим лицом государства. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко – один из самых значимых политиков в современной российской истории. И уж точно главная женщина.
За свою длинную карьеру она успела попробовать себя в дипломатических миссиях, в правительстве и администрации президента, в управлении Санкт-Петербургом и, конечно, в верхней палате парламента. При этом везде Матвиенко добивалась успехов, получала государственные награды и множество положительных отзывов от коллег. 7 апреля председателю СФ исполнилось 70 лет. В честь юбилея матриарха российской политики «МИР 24» вспомнил, как принятые при непосредственном участии Матвиенко решения повлияли на жизнь россиян.
Валентина Матвиенко родилась в простой советской семье на территории нынешней Украины. Отец – фронтовик, мать – костюмер в театре. Какая уж тут политика. Блестяще закончив школу, она поступила в медучилище, а затем – в Ленинградский химико-фармацевтический институт. И уже хотела пойти в ученые, но тут пришло довольно выгодное предложение от райкома комсомола. Все знали Валентину как ответственную девушку с неплохими навыками управления.
За 20 лет – стремительная карьера. Сначала секретарь Петроградского райкома, затем – ленинградского областного. Пик советской карьеры – народный депутат, председатель Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства. По сути Матвиенко курировала все эти сферы на территории Советского Союза.
Всего за три года на высокой должности Валентина Ивановна сумела добиться существенной либерализации советского законодательства в отношении семьи и женщин. Также одна из самых молодых депутатов сумела добиться многочисленных льгот для граждан. Некоторые из них перетекли и в российское законодательство.
Например, сейчас для нас вполне очевидно, что существуют профессии, на которых женщинам работать слишком опасно. Или что отцы-одиночки имеют те же права, что и матери. Однако до Матвиенко никто отчего-то не додумался ввести соответствующие пункты в законодательство. Валентина Ивановна много смогла сделать для развития социальных институтов в СССР и России.
За несколько месяцев до распада Советского Союза Матвиенко предложили перейти на работу в МИД. Оказалось, что и к делам внешней политики у нее есть способности. С 1991 по 1994 год Валентина Ивановна руководила отечественной дипломатией на Мальте. Но работа – пусть и важная – в небольшом государстве – это все же не уровень политика такого ранга. Поэтому в середине 90-х она вернулась в Россию и помогала министерству во внутренних делах. Но уже в 1997 году получила новое назначение – и уехала в Грецию.
В южной стране Матвиенко проделала, пожалуй, самую плодотворную работу. Всего за год она сумела превратить разбитую и неорганизованную дипмиссию в образцовую. Посольство Валентины Ивановны всегда ставили в пример другим работникам МИДа. Она установила строгую дисциплину, отремонтировала здание представительства, отстроила школу и теннисный корт.
Последний сыграл важную роль в российско-греческих отношениях. Оказывается, что президент Греции в 1995-2005 годах Константинос Стефанопулос любил теннис не меньше, чем российский лидер Борис Ельцин. И зачастую он приходил играть именно на корт российского посольства. Говорят, что на этой почве он так сдружился с российской дипмиссией, что не раз шел на уступки в переговорах, только чтобы не обидеть своих спортивных товарищей. Так Россия получила союзника среди стран НАТО.
В 1998 году Матвиенко предложили пост вице-премьера. Она должна была заниматься социальной политикой. Для контекста: именно тогда в стране произошел дефолт и глобальный экономический кризис, зарплаты не выплачивали на тысячах предприятий, а по всей стране начались забастовки. Именно в такой момент на Валентину Ивановну решили возложить ответственность за все вопросы, связанные с человеческим капиталом.
Но Матвиенко не испугалась. Это просто не в ее стиле. Она начала длительную плодотворную работу и, по оценкам многих политологов, буквально спасла страну. Именно Валентина Ивановна координировала деятельность местных властей при работе с бастующими. Буквально заставляла чиновников ехать к людям разбираться на местах. В конце года при ее участии был принят ряд законов «для рабочих». В частности, о страховании от несчастных случаев на производстве и о разрешении коллективных споров. К середине 1999 года все задолженности по зарплатам были ликвидированы, забастовки прекратились.
За пять лет своей работы в правительстве Валентина Ивановна смогла убедить коллег не отдавать больницы и поликлиники в частные руки, сумела практически единолично отложить закон о монетизации льгот до середины нулевых, приняла участие в разработке закона о создании доступной среды для людей с инвалидностью. И это лишь малая часть результатов ее труда. Матвиенко запомнилась коллегам по правительству как человек, который боролся за каждую строчку бюджета и бескомпромиссно защищал тех, кто нуждался в защите.
В 2003 году Матвиенко признали одним из главных лиц в государстве и ввели в состав Совета Безопасности. В том же году Валентина Ивановна решила попробовать свои силы в управлении одним из крупнейших городов страны. Она пошла на выборы губернатора Санкт-Петербурга. И сходу выиграла их, обойдя во втором туре заместителя бывшего главы региона Владимира Яковлева Анну Маркову.
О том, какой запомнилась горожанам Матвиенко, конечно, может рассказать любой петербуржец. Но гораздо важнее то, что через свой губернаторский пост она продолжила влиять на большую политику во всей стране. Десятки инициатив, которые Валентина Ивановна реализовала в городе на Неве, затем применили – и успешно – в целом в России.
Именно Матвиенко стоит поблагодарить за двойную пенсию блокадникам, за беспроцентную рассрочку на покупку жилья работниками бюджетной сферы и за доплаты неработающим пенсионерам до прожиточного минимума. Даже на посту, на котором она была ответственна лишь за жизни нескольких миллионов горожан, Валентина Ивановна умудрялась помогать социально незащищенным группам по всей стране.
Парламентской деятельностью Матвиенко не занималась с 1991 года, когда была народным депутатом. Спустя 20 лет, в 2011 ей все же удалось вернуться в верхнюю палату законодательного органа – Совет Федерации, где она сменила Сергея Миронова. При Матвиенко СФ будто получил новую жизнь, стал гораздо чаще пользоваться правом законодательной инициативы и впервые за долгое время начал отклонять законы, принятые в Госдуме – конституционное право, которым до Матвиенко часто пренебрегали.
Список всех важных решений, которые приняла Валентина Ивановна за последние восемь лет, растянется на несколько десятков листов. Достаточно лишь вспомнить, что именно она 1 марта 2014 года собрала экстренное заседание Совета Федерации, в ходе которого сенаторы единогласно дали президенту Владимиру Путину право на использование войск на территории Украины, что помогло спасти русскоязычное население страны.
Среди других инициатив и поддержанных Матвиенко законопроектов: закон о борьбе с черными коллекторами, которые пытали людей и выбивали из них деньги; закон о налоговых льготах меценатам; организация Первого Евразийского женского форума, который собрал экспертов из десятков стран мира. Все они обсуждали устранение гендерного неравенства и помощь женщинам по всей планете.
Помимо всего прочего, сейчас Валентина Ивановна занимает пост Председателя совета Межпарламентской ассамблеи СНГ. На пленарных странах парламентарии из всех стран Содружества обсуждают ключевые вопросы не только существования самой организации, но и развития взаимоотношений между государствами СНГ. Все это под строгим руководством Матвиенко.
Валентина Ивановна – человек для российской политики уникальный. Она успела побывать поработать в различных ветвях власти на всех уровнях в двух разных государствах, и всюду у нее получалось достигать высоких результатов.