13:32 10/04/2019

Владимир Катцов: Арктика чувствует, что человек делает на планете. ЭКСКЛЮЗИВ

Доктор физико-математических наук и руководитель геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова Росгидромета Владимир Катцов в рамках Международного арктического форума дал эксклюзивное интервью телеканалу «МИР 24» и рассказал, как присутствие человека в Арктике может навредить экосистеме региона и почему вопросы защиты экологии северных земель так актуальны.

- Вы как-то сказали, что Арктика – это наш дом, за которым надо ухаживать. Что это должен быть за уход?

Владимир Катцов: Прежде всего, производя всевозможные действия в Арктике, которых в теплеющей Арктике будет все больше, надо следить за тем, чтобы не причинять ущерб хрупким экосистемам Арктики, чтобы, проще говоря, не пачкать в нашем доме.

- Как человек может навредить Арктике?

Владимир Катцов: Добыча, транспортировка, возможные аварии, связанные, например, с разливом нефтепродуктов, даже просто проход кораблей и другие факторы могут привести к тому, что присутствие человека в Арктике усугубит экологически проблемы, которые и без того там уже есть.

- Человеческая деятельность уже как-то повлияла на Арктику или пока она остается нетронутой?

Владимир Катцов: Арктика находится в особой ситуации – в ней самой с точки зрения влияния человека, может, ничего особенного и не происходит, я имею в виду, там нет мощных производств и так далее, но при этом сама Арктика получает по полной программе.

В контексте глобального потепления Арктика теплеет особенно быстро, опережая всю планету. Арктика очень хорошо чувствует, что делается на остальной планете человечеством. Ощутимо это происходит последние сто лет. При этом Арктика, в отличие от других уязвимых регионов, способна оказывать обратное воздействие на остальную землю. В частности, через изменения статистики экстремальной погоды, опасных погодных явлений. Эта область сейчас особенно активно изучается. 

Есть и другие вещи, связанные с деградацией вечной мерзлоты – как она правильно называется, многолетней мерзлоты. С ее влиянием на пресноводный бюджет мирового океана, на глобальный конвейер, который представляет собой крупномасштабную циркуляцию мирового океана.

Арктика, действительно, ощущает производственную деятельность человека и определенным образом отвечает на нее через природу.

- Какие изменения климата на сегодня уже произошли?

Владимир Катцов: Изменение климата проявляет себя в разных характеристиках. Наиболее заметно глобальное потепление. Мы достаточно отчетливо видим, как меняется средняя температура по планете. Именно в плане температуры происходящие изменения климата выглядят наиболее убедительно. То есть степень наших оценок и установления связей между антропогенным воздействием и реакцией климатической системы наиболее точны.

Несколько менее определенные, но тоже важные для людей вещи, – это экстремальные погодные явления, климатические аномалии. Поскольку когда мы говорим об экстремальности и аномальности, мы говорим о сравнительно редких явлениях, то и статистическая обоснованность наших выводов в отношении волн тепла, засух и так далее, менее сильна.

Еще одна важная характеристика, которая в Арктике ведет себя достаточно отчетливо, – это сокращение площади морского льда, постепенное превращение многолетнего льда в сезонный. Это происходит весьма быстро, буквально на наших глазах.

- Можно ли как-то адаптироваться к изменениям климата?

Владимир Катцов: Разумеется, можно. На протяжении всего своего существования человечество это делало. Вся живая природа более или менее успешно адаптировалась к изменению климата. Климат менялся всегда. Вопрос в том – в результате каких причин.

То, что происходит сейчас, происходит очень быстро. По всей видимости, многие виды не смогут приспособиться к этим изменениям, если допустить, что климат будет меняться с нынешней скоростью или даже быстрей.

Способность к адаптации определяется рядом обстоятельств. Это должна быть сильная экономика, развитая наука и некоторые географические особенности. Адаптироваться надо не только к негативным изменениям климата, но и к тому, чтобы использовать возможности, которые появляются для некоторых стран, в том числе и для России. Смягчение климатических условий в нашей в среднем суровой стране и в высоких широтах позволяет осуществлять некоторые новые экономически полезные виды деятельности. Это тоже требует активной, упреждающей адаптации, естественно, научно обоснованной.

- Можно ли говорить о том, что глобальное потепление угрожает человечеству?

Владимир Катцов: Да, естественно. Корректней говорить об изменении климата, потому что потепление – это лишь один из аспектов. Это очень серьезный вызов для человечества. Но наряду с другими вызовами он выглядит не столь постоянно выраженным. Время от времени происходят некие резонансные события – например, волна тепла или наводнение, уносящие жизни людей. Но после чувства скорби и тревоги человечество довольно быстро переключается на другие вызовы.

У проблемы изменения климата есть особенность – она вызывает ощущение, что может быть отложена. В этом кроется большая опасность, потому что к определенным изменениям климата, как бы мы ни старались уменьшить наше воздействие на климатическую систему, мы уже приговорены. Сокращая наше воздействие, мы можем добиться результатов ко второй половине 21 века. Это не значит, что для нас это не играет никакой роли. Климатическая система довольно инерционна, она движется медленно, но верно.

- Вы занимаетесь разработкой модели, которая с определенной точностью может предсказать развитие климата.

Владимир Катцов: Используя знания о некоторых физических и химических процессах, математически описывая физические законы с помощью сложных уравнений, мы получаем картины будущего, условные прогнозы. Мы отвечаем на вопрос «что будет, если?» Что будет, если мы продолжим определенным образом воздействовать на климатическую систему? Конечно, есть большие неопределенности, связанные с такими прогнозами. Но мы делаем их с помощью научных методов и сейчас можем ответить на большее число вопросов, нежели раньше, в том числе благодаря техническому прогрессу.