В Северной Осетии добровольцы из России и Казахстана ищут останки пропавших без вести воинов. В 1942 году в районе Сунженского хребта шли кровопролитные бои, погибли десятки тысяч красноармейцев. Кого удалось найти, узнал корреспондент телеканала «МИР 24» Чермен Улубиев.
Подъем в шесть утра, завтрак на печке-буржуйке, построение на плацу – дисциплина армейская. Но жить неделями в палатках молодые люди готовы ради идеи.
Поисковики идут к Сунженскому хребту. По нему немцы пытались прорваться вглубь Кавказа. Стратегические высоты не раз переходили из рук в руки.
«Об интенсивности адского огня, который здесь был, говорит эта гильза. Видите, в гильзу попал осколок от снаряда, который ее развернул. Даже патроны здесь покалечены войной», – говорит поисковик из Брянска Дмитрий Сычев.
Наперевес с лопатами, щупом и металлоискателем поисковики прочесывают километры леса. Обращают внимания на провалы в грунте – здесь находились окопы или воронки. В таких ямах чаще всего находят останки солдат. В этот раз найдена лишь советская граната.
«Это ручная граната. У нее сверху «рубашка». Когда это взрывается, маленькие кусочки «рубашки» разлетаются в разные стороны», – объясняет Рита Сычева.
Много раз фашисты пытались пробить оборону – по позициям красноармейцев работала авиация и артиллерия. Земля хранит опасные «сюрпризы», поэтому о мерах предосторожности поисковики не забывают.
«Эту позицию обстреливали минометами разных калибров, 50-миллиметровыми, 80-миллиметровыми. При попадании в землю образовывалась небольшая воронка, при взрыве осколки разлетались метров на 70», – рассказывает поисковик из Смоленска Вадим Афанасьев.
Одна из главных заповедей поисковиков: не уверен – копай! Лучше лишний раз поработать лопатой, чем пройти мимо останков. За неделю работы на территории Северной Осетии нашли больше 130 солдат и офицеров.
С завершением полевого выхода работа поисковиков не останавливается. Начинается не менее сложная и кропотливая работа. По архивам и боевым донесениям предстоит установить имена погибших бойцов.
Из 134 красноармейцев пока удалось установить имена только двух. Для этого поисковики часами изучали архивы Министерства обороны России.
«Мы знали место его гибели, знали, кто держал там оборону, приблизительную дату. Мы группой поисковиков занимались изучением потерь, в результате был установлен младший лейтенант Сержантов, уроженец Рязанской области», – отметил руководитель поисковой экспедиции Владимир Бахтин.
В полевом музее десятки экспонатов времен войны. Все, что нашли за неделю поисковых работ. Одежда и посуда солдат, оружие и снаряды. Добровольцы сожалеют лишь об одном: среди найденных вещей почти нет медальонов. По запискам было бы проще узнать имя бойца.
«Нам удалось установить личность одного из бойцов Красной армии. Родом он из Полтавской области. Я держу в руках записку, которая была в его медальоне, его личные данные. Сейчас идет работа по поиску родственников», – говорит инспектор культурного центра МВД Северной Осетии Ирина Пархоменко.
Останки найденных солдат по традиции перезахоронят в день окончания Вахты памяти со всеми воинскими почестями.
Подробнее в сюжете: «Моя Вахта памяти»